3. Стереотипы, которые связаны с христианской жизнью

Мы с вами продолжаем разбирать стереотипы. Сегодня поговорим о стереотипах, которые связаны с христианской жизнью.

Нужно называть своих детей только библейскими именами

Существует такое мнение, что верующие люди должны называть своих детей исключительно библейскими именами. Такой поступок считается правилом хорошего тона в благочестивой семье.

Хочу заметить, что я не против того, чтобы называть детей библейскими именами (своих детей мы назвали Тимофей и Елисей). Но я категорично выступаю против крайностей.

Некоторые христиане думают, что они отделяют своего ребенка от мира посредством особого имени. Благочестивые родители думают, что если назовут ребенка библейским именем, то христианская жизнь и Божье благословение им обеспечены. Но давайте мы посмотрим на израильский народ – много ли из них тех, кто верит в Иисуса как Мессию? 

Не подумайте, что назвав ребенка библейским именем, вы проявляете особое благочестие и рвение в христианской жизни. Это не так. Это говорит или о вашем вкусе имени или излишней стереотипности. Кроме того, многие христиане со стереотипным подходом проявляют двойственность в выборе библейских имен. Например, мне не приходилось видеть отечественных христиан с такими именами: Бейла, Иска, Махла, Милка, Авраам, Ашер, Гиллель и др.

Нет  никаких библейских аргументов в пользу того, чтобы называть детей ТОЛЬКО библейскими именами.

 

Нельзя кушать перед хлебопреломлением

Данный стереотип своим существованием обязан учению православной церкви, которое гласит так: «Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак» (www.azbyka.ru). Некоторые ужесточили данный канон и учат ограничить себя и в воде.

Может оно и выглядит благочестиво, но спешу вас заверить, что Писание не учит такому подходу. Если вы идентифицируете воздержание от еды и воды как пост – это одно, если как благочестивую голодовку – другое. Но в этих случаях нет библейских повелений поступать подобным образом перед хлебопреломлением.

Павел ясно говорит: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор.11:27).

И под «недостойным» здесь не подразумевается покушать с утра и пойти в церковь на хлебопреломление.  Речь о том, что христианин, который принимает Тело и Кровь Христа, должен находиться в молитвенном рассуждении о страдающем Мессии. Если этого нет – это недостойное отношение к жертве Христа.

Нет ничего плохого в том, если вы приняли решение поститься перед хлебопреломлением. Но будьте добры, не делайте данный обычай непогрешимым правилом для всех поколений. Давайте будем последовательны в разделении библейского правила и человеческого обычая.

 

Нельзя говорить слово «спасибо»

Почему? Потому что исторически данное слово состоит из двух частей: спаси Бог. И когда мы верующему человеку говорим «спасибо», во-первых, просим Бога спасти того, кто уже спасенный и, во-вторых, всуе упоминаем имя Бога. Вот так вот учат некоторые пожилые братья и сестры молодое поколение христиан.

Еще читал, что большинство старообрядцев не употребляют слово «спасибо», потому что считают, что отрезают от слова «Бог» букву «г». Поэтому, если они хотят выразить признательность, то в качестве благодарности используют слова: «Спаси Христос», «Спаси Бог», «благодарю».

Когда мы смотрим в словари, то многие именно так и объясняют происхождение слова «спасибо». Но важно понимать, что если христианин считает, что нельзя говорить «спасибо», то ему нужно отказаться и от следующих слов:

Врач  -  первоначально слово означало: "заговаривающий, волшебник".

Ватрушка  -  в  древней Персии бог Ватра - охранитель домашнего очага,  23  лунный  день  его день и поэтому надо пить больше молока, есть творог  и другие молочные продукты, печь " ватрушки " в которые хорошо  запечь  орехи.

Прощай - означает "прощай мне все обиды, ты меня больше не увидишь". Имеется в виду, что эта встреча была последней на этом свете, а потому вступает в действие обычай предсмертного прощения, отпущения грехов.

Хороший - буквально: "угодный Хорсу". Хорс - в славянской мифологии бог Солнца, хранитель солнечного света, сын Рода, брат Велеса.

Брак в значении изъян происходит от немецкого слова brack - недостаток, порок, которое в свою очередь образовано от глагола brechen - ломать, разбивать.

Природа - это то, что создал бог Род, вложив в свое творение часть себя. Потому творение Рода связано с ним неразрывно и находится при Роде, и это суть природа.

 

Есть много других слов, происхождение которых нам может не понравиться. Если мы будем в слово вкладывать его первоначальный смысл, то конечно, не нужно его говорить, так как это будет признаком либо почитания древних богов, либо, как в случае с словом «спасибо» - всуе упоминать имя Бога.

Но важно понимать и следующее. На протяжении тысячелетий слова претерпели значительное изменение в своем значении. Совершенно недопустимо в XXI веке в общепринятый смысл слова вкладывать его древнее значение. Когда речь идет об общепринятом смысле слова – давайте их употреблять в таком значении, чтобы понимать друг друга. Если при употреблении слов: спасибо, врач, хорошо, ватрушка и т.д. вас мучает совесть, потому что вы вспоминаете древних богов, – не говорите этих слов. Но не нужно употреблять те же стандарты для людей, которые произносят эти слова в современном их значении.

Король Максим

Не делающему, но верующему

В 4-й главе Послания к римлянам снова говорится об основаниях спасения. Апостол Павел рассматривает ветхозаветный пример спасения:

Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (Рим. 4:3).

Это цитата из Бытия 15:6. Любому человеку, знающему историю книги Бытие, должно быть очевидно, что перед оправданием Авраама ничего не говорится о каких-либо его делах. Пятнадцатая глава Бытия говорит только о его доверии Божьему обещанию, и все! Фактически, вера вменилась Аврааму в праведность примерно за двадцать лет до того, как он вознес на жертвенник своего сына Исаака (Быт. 22 гл.).

Давайте еще раз отметим, что Павел рассуждает об оправдании в контексте противопоставления веры и дел: «Если Авраам оправдался делами…» (Рим. 4:2). Какие же дела имеет в виду апостол? Некоторые считают, что он говорит лишь о «делах закона», то есть делах, связанных с соблюдением обрядово-церемониальных предписаний Торы. Однако задумайтесь. Во-первых, какое отношение вопрос об обрядовых предписаниях Торы имел бы к Аврааму? Само упоминание дел Торы в связи с Авраамом – как и упоминание Авраама в связи с делами Торы – было бы бессмыслицей, поскольку Авраам жил примерно за полтысячи лет до Моисея. Если бы Павел имел в виду противопоставление веры обрядовой стороне закона, то ему было бы достаточно напомнить читателям о хронологии, однако он этого не делает. Вместо этого он говорит о тех делах, которые Авраам мог бы совершить, а это дела праведности.

Во-вторых, обратите внимание на то, как сам апостол объясняет, почему оправдание не может быть от дел:

Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу (Рим. 4:4).

Оправдание не может происходить по делам не потому, что эти дела «мертвые», «обрядовые» или «поверхностные». Оправдание не может происходить по делам потому, что иначе оно было бы «не по милости, но по долгу», поскольку любое дело заслуживает воздаяния. Но постойте, если даже «мертвое» и «обрядовое» дело заслуживает воздаяния, то насколько более его заслуживают живые дела праведности! Однако как только мы добавим дела праведности к причинам спасения, мы тут же перечеркнем Евангелие, потому что «воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу», а Божье спасительное Евангелие – это Благая Весть милости, а не долга. Поэтому Павел заключает:

А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность (Рим. 4:5).

Кому вера вменяется в праведность? Тому, кто и верует, и делает? Нет! «Не делающему, но верующему». Одно исключается, второе утверждается. Иными словами, если человек надеется, что его добрые дела добавят причин для его спасения, и поэтому делает какие-то дела, то он сам себя лишает оправдания перед Богом. Бог оправдывает не того, кто верует и делает, а того, кто верует и не делает. Того, кто нисколько, ни на йоту, ни в малой степени не надеется на свои дела.

Дела, о которых говорит Павел, – это не только дела закона, но любые добрые дела

О том же самом говорил и Христос. Самое первое утверждение, которым открывается знаменитая Нагорная проповедь, бросало вызов законническим представлениям фарисеев:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Матф. 5:3).

Кто хотя бы на 1 % надеется на свои усилия и пытается добавить что-то от себя к Божьей благодати, тот перестает быть нищим духом. Он уже не нищ, а умеренно беден. А то и вовсе богат – если он думает, что сделал достаточно много. Такой человек не будет спасен. Лишь нищий духом – тот, кто не имеет ничего своего и о всяком благом даянии умоляет Бога, – лишь такой человек войдет в Царство Небесное. 

Таким образом, ясное учение Писания гласит, что человек обретает спасение (понимаемое как духовное воскресение во Христе) совершенно незаслуженно, по благодати, через Божий дар веры. И лишь затем духовно воскресший человек начинает творить угодные Богу дела. Человеческие усилия не являются ни причиной, ни средством спасения. Дела в библейском учении не включаются как условие и не сопоставляются с благодатью как источник спасения. Дела всегда являются следствием спасения. Как писал Блаженный Августин: «…благодать Божья, которая полагает начало человеческой вере и делает ее способной пребыть до конца, не дается по нашим заслугам…»[i] То же самое говорит и один из ключевых тезисов Реформации – Sola Gratia. Только благодать!

 

[i] Augustine of Hippo. A Treatise on the Gift of Perseverance // Saint Augustin: Anti-Pelagian Writings / Ed. Schaff P.; trans. into English by Wallis R. A Select Library of the Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, First Series, vol. 5. New York: Christian Literature Company, 1887. P. 538.

__________________________

Заказать книгу "Конкуренты благодати":

1) На сайте "Время благодати"

2) В Самаре в книжном магазине "Преображения"

3) Если кому ближе г. Тула - свяжитесь по эл. почте: protasovpzb@yandex.ru

4) От 10 книг по минимальным ценам

2. Анализ стереотипов, которые связаны с богослужением.

В последующих постах мы будем анализировать различные стереотипы, которые есть во многих церквах. Важное предостережение для ревностных почитателей слова Божьего. Не делайте в своих церквах переворота из-за того, что вы заметили, что какой-то стереотип есть в вашей общине. Если вам что-то не нравится - молитесь Богу о решении данного вопроса. Бойтесь быть человеком, который вносит возмущение в общину из-за третьестепенных вопросов.

Целью рассмотрения стереотипов является анализ тех или иных взглядов на основании Писания. Каждый из нас  в чем-то может заблуждаться. Но знать, что этому тому поводу написано в Библии обязан знать каждый.

 

 

Нельзя поднимать руки во время молитвы и пения

Данный стереотип возник из-за нежелания ассоциировать себя с пятидесятническим и харизматическим движением, где многие люди во время молитвы и поклонения поднимают руки к небу.

Но давайте мы посмотрим, что написано по этому поводу в Священном Писании:

"И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, - и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли". Неем.8:6

"Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения…" 1Тим.2:8

Как видите, нет никаких причин запрещать поднимать руки во время молитвы и прославления Бога. Поднятые руки не имеют никакой связи с харизматическим движением. Это библейская практика многих благочестивых поклонников Бога.

 

Покаяние действительно только с выходом наперед

Данный стереотип прочно утвердился во многих евангелических церквах. Принцип следующий: если хочешь покаяться – выйди наперед, засвидетельствуй перед всей церковью. В противном случае твое покаяние недействительно.

Корни такого вида покаяния восходят до XIX века, когда евангелист Чарльз Финней призывал неверующих поднимать руки. Этот жест был выражением согласия покаяться в своих грехах. Со временем такой подход трансформировался с  выходом наперед. Позже его практику переняли Дуайт Муди, Билли Грем, Виктор Гамм и множество других евангелистов.

На самом деле Писание нигде не акцентирует внимание на то, что истинность покаяния зависит от того, принял ли ты Иисуса Христа в свою жизнь перед церковью. От местоположения человека качество покаяния не зависит. Господь слышит покаяние везде, где его призовут. Важно, чтобы человек раскаялся в своих преступлениям перед Богом, и потом своей жизнью свидетельствовал о факте возрождения перед окружающими.

 

У проповедника должен быть костюм

В некоторых церквах такое правило дошло до того, что если ты пришел на служение не в костюме, то тебя попросту не допустят к кафедре. Речь не идет о том, что нужно перед почтенными братьями и сестрами проповедовать в шортах и футболке. Проблема в том, что если ты не в белой рубашке и не в пиджаке с брюками, то ты не имеешь права стоять за кафедрой.

Мы знаем, что качество евангельской вести не зависит от внешности проповедника. Если через него не будет действовать Бог, то будь он в костюме или в джинсах – проповедь от этого лучше не станет. Согласен, красивее и представительней, когда проповедник в белой рубашке и черных штанах. Но никто не вправе запрещать провозглашать библейскую весть только из-за того, что ты не соответствуешь местным стандартам. Но важно понимать и следующее: если в твоей церкви существуют подобные правила или ты едешь в другую церковь проповедовать, то лучше смириться, одеть костюм и донести Божью весть людям, чем в гордости не согласиться, обидеться и уехать ни с чем.

 

Нельзя менять ход богослужения

«Мы так привыкли», «не допустим модернизма в церковь», «так поступали наши отцы» - подобные фразы можно услышать от противников любых нововведений. Сторонники традиционализма всегда стремятся сохранить то, что им удобно. Они желают видеть служение таким, каким оно было во времена их молодости. Например, желательно, чтобы было 3-4 проповеди, много хорового пения и т.п. Если вдруг после проповеди не будет молитвы из зала – будет недовольство из-за того, что проповедник угашает Святой Дух в слушателях. Если же вместо 3-4 проповедей по 20 мин. будет 2 по 40 мин. – многие не согласятся, так как считают, что в собрании должно участвовать как можно больше людей.

Когда мы смотрим в Писание, видим, что апостолы не дают конкретных указаний относительно хода служения. Исключение – апостол Павел:

"Если кто говорит на [незнакомом] языке, [говорите] двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают". 1Кор.14:27-29.

Данное постановление Павла не является универсальным правилом или заповедью для всех времен и народов. Изучая послание к Коринфской церкви, вы увидите, что в ней были проблемы с ходом служения и иными языками. По этой причине Павел дает краткие рекомендации для урегулирования беспорядка.

Не важно сколько людей участвует в служении и как оно проходит (с хором или группой прославления). Важно, чтобы оно соответствовало духу Писания и люди поклонялись в духе и истине через богоцентричное созидание тела Христа.

Король Максим

Важные категории для размышления о свободе воли
Способность, возможность, свобода

В 2002 г. вышла в свет книга богослова и философа Джона Фрейма «Учение о Боге». Помимо достаточно широкого анализа библейских текстов, говорящих о Божьем промысле, автор делится весьма интересными рассуждениями, проливающими свет на природу человеческой воли. Во-первых, говоря о свободе воли, нужно различать несколько видов способности (ability)[1]. Фрейм иллюстрирует это на примере способности проповедовать. У опытного проповедника спрашивают: «Вы сможете проповедовать у нас в воскресенье?» Очевидно, что в этой ситуации у него есть (1) способность как компетентность. Однако он отвечает: «Нет, потому что я обещал проповедовать в другой церкви». В данном случае у него нет (2) способности как отсутствия конфликтующих желаний. Если проповедник заболел ларингитом, то у него есть (3) общая способность, но нет (4) способности в данный момент времени. Когда этому же проповеднику было четырнадцать лет, у него были все необходимые задатки, то есть была (5) потенциальная способность, но не было (6) реальной способности. Фрейм подчеркивает, что в рассуждениях о Божьем промысле фигурируют разные виды способности. Например, были ли кости Иисуса способны сломаться? Несомненно, у них была потенциальная способность к этому. Однако не было актуальной способности в силу Божьего установления «кость Его да не сокрушится» (Иоан. 19:36).

Во-вторых, говоря о свободе воли, нужно различать несколько видов возможности (possibility)[2]: (1) логическая возможность – отсутствие логического противоречия в действии, (2) физическая возможность, (3) экономическая возможность, (4) политическая возможность, (5) юридическая возможность, (6) биологическая возможность, (7) моральная возможность и т. д. Фрейм указывает, что в разговоре о Божьем промысле фигурируют разные виды возможности. Например, могут ли невозрожденные люди уверовать без действия благодати? В определенном смысле, да. Они имеют физическую и психическую возможность к этому, но не имеют моральной (или духовной) возможности.

В-третьих, говоря о свободе воли, нужно различать несколько видов свободы (freedom)[3]. (1) Моральная свобода – свобода творить добро. После грехопадения, по мнению Фрейма, эта свобода была утрачена. (2) Компатибилистская свобода – свобода делать то, что хочется делать. Эта свобода есть у каждого человека. Обычно человек следует своим самым сильным желаниям, а желания его греховной природы злы. (3) Либертарианская свобода – свобода с одинаковой легкостью выбирать между любыми альтернативами. По мнению Фрейма, такая свобода – утопия; учение о либертарианской свободе не учитывает человеческой природы.

 

[1] John M. Frame. The Doctrine of God. Phillipsburg, NJ: P. and R. Publishing, 2002. С. 131–132.

[2] Там же. С. 133–135.

[3] Там же. С. 135–138.

_____________________________________

Заказать книгу:

1) На сайте Время благодати

2) В Самаре в книжном магазине "Преображения"

3) Если кому ближе г. Тула - свяжитесь по эл. почте: protasovpzb@yandex.ru

4) Оптовые заказы книг

О том, что спасение происходит исключительно по благодати, без каких-либо дел или заслуг со стороны человека, говорят и другие места Писания. В 11-й главе Послания к римлянам Павел пишет о спасении избранного остатка израильтян:

Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело (Рим. 11:5-6).

Избрание по благодати

Здесь не сказано: «и по благодати, и по делам». Нет: «…если по благодати, то не по делам». Не по делам. Благодать полностью исключает дела как основание спасения. Почему? Причину этого апостол Павел объясняет следующим образом: «…иначе благодать не была бы уже благодатью». Как это понять? Дело в том, что благодать по своему определению – это абсолютно незаслуженный дар. Стоит только добавить к причинам спасения какое-то дело, как появляется основание для награды или справедливого воздаяния. Дар перестает быть полностью незаслуженным, а значит, благодать перестает быть благодатью. Оказывается, само определение благодати требует полного и абсолютного исключения дел как основания или причины спасения!

На первый взгляд нам могло казаться, что добавление дел к благодати улучшит действие благодати. Однако при более внимательном взгляде стало очевидным, что добавление дел не только не улучшает благодати, но и, наоборот, уничтожает ее. Благодать перестает быть благодатью.

 

 

________________________________

Заказать книгу "Конкуренты благодати":

1) На сайте "Время благодати"

2) В Самаре в книжном магазине "Преображения"

3) Если кому ближе г. Тула - свяжитесь по эл. почте: protasovpzb@yandex.ru

4) От 10 книг по минимальным ценам

Работает на Cornerstone