ТеоБлогия>Наблюдения о проповеди Христа на "ровном месте" (Лк. 6)
 

Наблюдения о проповеди Христа на "ровном месте" (Лк. 6)

 

Самой известной проповедью Иисуса Христа была «Нагорная проповедь». Мало кто знает, что вариант этой проповеди также записан в Ев. от Луки. Однако проповедь в Луки имеет несколько отличий. Во-первых, она сказана на «ровном месте», в то время как проповедь в Мф. 5:1 была сказана, когда Христос «взошёл на гору». Во-вторых, проповедь в Луки намного короче (30 ст.), по сравнению с проповедью у в Матфея (107 ст.). Однако между ними есть несколько сходств, обе проповеди начинаются с «заповедей блаженства» и заканчиваются притчей о человеке, построившем свой дом на камне, а также содержат множество других похожих утверждений. Существует два возможных способа объяснить эти сходства и различия: (1) это два разных варианта одной и той же проповеди; (2) это две похожие, но разные проповеди.

В отличие от Матфея, в Луки за заповедями блаженства следуют проклятия (Лк. 17-26). Прежде чем перейти к рассмотрению заповедей блаженства, следует задаться важным интерпретационным вопросом: как понимать эти заповеди? То есть, являются ли они условиями входа в Царствие Божье или же они являются обещаниями будущих благословений, ожидающих христиан? Другими словами, были ли эти слова евангелизационным призывом к спасению или пасторским утешением, для тех, кто нуждается в ободрении?  На мой взгляд, правильным ответом является последнее. Во-первых, эти слова обращены ученикам, во-вторых, последняя заповедь блаженства обращена к тем, кто преследуем ради Сына Человеческого. В-третьих, заповеди заканчиваются увещанием «велика вам награда на небесах». Следовательно, «акцент сделан на том, что Бог видит ваше затруднительное положение и в своё время исправит ситуацию, а не на увещании быть бедным, голодным, плачущим и гонимым».[1]

Последнее, что следует сказать – это то, что четыре заповеди блаженства в Луки (или 8 в Мафтея), описывают не 4 разные группы: нищие, голодные, плачущие, гонимые, но 1 группу.[2]

Таким образом, эти заповеди блаженства не стоит воспринимать как осуждение: «Вы не блаженные, если ваша жизнь в совершенстве не соответствует этим заповедям», но как слова утешения: Вы, верующие в Иисуса, нищие, голодные, плачущие, гонимые – вы блаженны, ибо ваше подлинно есть Царствие Божие, Бог утешит вас и отрет всякую слезу. Главная цель этих слов утешить учеников Христа, отказавшихся от мирских благ и утешений, сообщив им о том, что их наградой будет блаженство».[3] 

В следующем постинге мы поговорим о значении обетований блаженства и проклятий.  

 

[1] Garland, Luke, 276.

[2] Stein, Luke, 200; Стотт, Нагорная проповедь.

[3] Stein, Luke, 200.

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone