ТеоБлогия>Благодать и законничество
Алексей Прокопенко

Благодать и законничество

В последнее время в сети оживились споры на тему взаимоотношения благодати и дел, особенно в связи с Lordship Salvation (спором о необходимости подчинения Христу для спасения или отсутствии такой необходимости). В качестве своих двух лепт в копилку этих дискуссий начну публиковать отрывки из своей книги "Конкуренты благодати".
Благодать и законничество

Благодать – это дар. Это неограниченная милость. Это не заслуженные нами благодеяния Небес. Это Божье действие в нашей жизни. Это все то, на что мы не имеем права рассчитывать, но что получаем благодаря Божьей любви, заботе и щедрости. Вся наша духовная жизнь основана на благодати. По благодати мы обретаем спасение. По благодати становимся Божьими сынами и дочерьми. По благодати возрастаем и освящаемся, продолжая свое земное странствование. По благодати входим в славу небес. Благодать дает нам сил для борьбы с грехом, укрепляет для преодоления трудностей, утешает в скорбях и наделяет энергией для труда. Благодать преображает нас в образ Христов, формируя в нас качества, подобные нашему Господу. Благодать совершает через нас Божий труд, так что при нашем слабом и неумелом участии созидается Церковь Божья. Христианство можно назвать религией благодати.

Однако у благодати есть много конкурентов, которые грозят оттеснить ее на второй план, а то и вовсе убрать из нашей жизни. Первый и самый очевидный конкурент – это легализм, или законничество. Наверное, именно это слово в первую очередь приходит нам на ум, когда мы размышляем о том, что противоположно благодати. Это связано с тем, что в Новом Завете, и особенно в посланиях апостола Павла, благодать так часто противопоставляется закону.

Законничество – это недоверие Божьей благодати в спасении

Хотя разные люди могут употреблять слово «законничество» в разных контекстах с разным смыслом, в данной книге под законничеством мы будем иметь в виду добавление к подвигу Христову закона как основания спасения. Мы не отрицаем закона Божьего, и об этом еще будет говориться в следующей главе данной книги. Закон важен – это Божья нравственная воля, открытая человеку. Бог повелевает нам соблюдать Его заповеди и жить по Его воле. Однако когда мы считаем, что через соблюдение заповедей мы каким-то образом становимся более достойными спасения, мы впадаем в ошибку законничества. Законничество стоит на том, что для спасения недостаточно одной только благодати Христовой. Чтобы довершить свое спасение, к благодати требуется прибавить какие-либо человеческие усилия – соблюдение нравственного или церемониального закона, то есть достижение нравственного совершенства или отправление каких-либо обрядов. В рамках этой системы взглядов считается, что одна только благодать, без добавления закона, недостаточна для спасения. Таким образом, законничество можно охарактеризовать как недоверие Божьей благодати в спасении.

 

В церковной истории было множество вариантов легализма, которые могли друг от друга отличаться своими философскими предпосылками. Но их все объединяет то, что к благодати примешиваются человеческие дела – «закон» в том или ином виде – как условие и механизм спасения. Некоторые люди делали больший акцент на нравственном законе – соблюдении заповедей, некоторые – на церемониальном законе, то есть совершении каких-либо обрядов или таинств. Все это, в конечном итоге, имеет отношение к человеческой воле – решимости преодолеть искушение или совершить тот или иной поступок. Человеческая воля поднимается на высокий пьедестал, занимая место рядом с благодатью как одна из причин спасения.

 

Ошибочное уравнение:

вера + дела = спасение

Благодать при этом не отвергается полностью – нет, кто же осмелится ее отрицать! Однако ее роль понижается по сравнению с тем, как это представлено в Библии. В Писании спасение происходит целиком и полностью по благодати (см. ниже). А в законничестве благодать понимается как вспомогательная, но не единственная сила спасения. В результате возникает ошибочное уравнение: вера + дела = спасение. То есть, для достижения спасения как будто бы нужно объединить Божий дар – веру, с человеческими усилиями – делами. Если вы делаете дела, но не имеете веры, то вы не спасены. И если у вас есть только Божий дар веры, но не сделаны какие-то дела, считающиеся обязательным условием спасения, то вы тоже не спасены. Лишь сложение веры и дел, то есть сочетание Божьего и человеческого начала, ведет к сумме спасения. В этом уравнении к благодати примешиваются человеческие дела как необходимое условие для того, чтобы быть избавленным от ада и войти в небеса.

____________________________________

Заказать книгу "Конкуренты благодати":

1) На сайте "Время благодати"

2) В Самаре в книжном магазине "Преображения"

3) Если кому ближе г. Тула - свяжитесь по эл. почте: protasovpzb@yandex.ru

4) Оптовые заказы по минимальным ценам

Актуальные документы
Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone