ТеоБлогия>1. О христианских стереотипах. Причины возникновения
Максим Король

1. О христианских стереотипах. Причины возникновения

1. О христианских стереотипах. Причины возникновения

А знаете ли вы, что верующим мужчинам нельзя носить галстук, потому что его стрелка указывает на ад? Или магнитофон – это дьявольское изобретение, потому что корень слова «маг»?

Лично слышал от одного очевидца, что в его бытность была благочестивая вдова, которая занималась особым служением: ходила по домам верующих людей и смотрела, нет ли в их доме телевизора. Если она замечала телевизор, то пока гостеприимная хозяйка на кухне делала чай, ревностная вдова прилагала все усилия Самсона и выбрасывала технику через балкон. Вдова радовалась, а хозяйка дома издавала крик отчаянья.

Под христианским стереотипом я понимаю обобщенное устоявшееся мнение, которое сформировано вследствие реакции на какое-то явление в практической жизни христианина. Данное мнение не подтверждается прямыми заповедями из Писания. Но в нем могут быть использованы библейские принципы. А могут и не использоваться.

Очень часто стереотипами являются крайности, которые связывают верующего по рукам и ногам. Критерием истины во многих случаях является человек, потому что он считает и учит этому других, что данная традиция самая правильная. Я согласен, что есть традиции как хорошие, так и плохие. Но поймите правильно, в данной статье речь не идет о традициях наподобие, как после служения собираться и пить чай или ходить на евангелизации. Речь совершенно о другом. И в последующих постах вы это увидите.

Для того, чтобы читатели верно поняли мои рассуждения, стоит обозначить, что я не считаю христианским стереотипом.

  • когда церковные правила выведены с непогрешимых истин Священного Писания, которые можно истолковать однозначно.
  • добрые традиции церкви, которые не являются местным законом и для исполнения или неисполнения которых дается свобода выбора.

Почему же многие христиане становятся рабами, следуя различным стереотипами? Для ответа на этот вопрос очень важно понимать среду, в которой находятся верующие. По моему собственному опыту, старожилы церкви мотивируют следовать различным стереотипам, потому что это является благочестивым и достойным похвалы поступок. Таким образом, часто стереотип возводится к обязательным делам верующего, исполнение которого ведет к вечной жизни и получению небесных венцов.

Итак, каковы же причины существования стереотипов в церкви?

Недобросовестная интерпретация Священного Писания

Многие стереотипы формируются вследствие неверного истолкования Священного Писания. Мы с вами понимаем, что на многие жизненные вопросы в Библии мы не найдем прямых ответов. Среди исследователей такое явление называется «серыми зонами». Данную проблему решают общими принципами Писания. Но не все так поступают.

К сожалению, люди, которые являются глашатаями небиблейских стереотипов, по факту ставят себя выше Божьих установлений. И критерием истинности человеческих решений делают свой разум. Осуждая либералов за их нападки на непогрешимость Писания, служители невольно сами становятся на путь умеренного «благочестивого» либерализма, когда собственные суждения (стереотипы) выдают за Божью волю. На молодежь налагается ярмо, которое Христос не налагал. Более того, некоторые взрослые служители требуют от молодых людей того, чего сами не исполняли в молодости.

Я согласен, что когда речь идет о небрежном отношении к Писанию из-за чего христианин духовно падает, и служитель желает предостеречь молодежь – это нормально. Но когда речь, например, идет об отношении к музыке и мне известны случаи, когда  служителями перерубаются все попытки прославлять Бога в музыкальной группе – это крайность. Мы с вами понимаем, что на гитаре можно играть различные стили. Но из-за того, что кто-то играет тяжелый рок, служитель, видя в этом опасность, запрещает вообще играть на гитарах. Это очень узкий подход к решению проблемы.

Таким образом происходит искажение Священного Писания. Вместо того, чтобы вырабатывать определенное мнение из скрупулезного исследования библейских текстов, многие верующие предпочитают подтасовывать Библию для подтверждения своих правил.

Желание уберечь верующих от мирского влияния

Многие благочестивые верующие желают оградить церковь от мирского влияния. Для этого они вырабатывают различные правила, многие из которых помогают церкви сохранить себя в чистоте. Например, ограничивают отношения до брака (нельзя целоваться и встречаться).

Только некоторые правила очень часто доходят до абсурда. Например, некоторые братья запрещают дружить и общаться с неверующими людьми, кроме тех случаев, когда нужно человеку рассказать об Иисусе Христе. В нескольких церквах это правило возведено до уровня непогрешимого закона, неисполнение которого наказывается замечанием.

Нет ничего плохого в том, чтобы стеречь стадо от мира. Плохо, когда мы подменяем авторитет Писание своими установлениями. Ведь таким образом мы ограничиваем свободу во Христе, показываем, что силы Христа недостаточно, чтобы уберечь верующего человека от искушений сатаны. Это правда, что Библия предостерегает нас от общения с нечестивцами (Пс.1). Но при этом слово Божье призывает нас светить в этом мире своими делами (Мф. 5).

Более того, человек заключенный в рабство стереотипов, является слабым и нестойким христианином, который искренно верит то, что благодаря исполненым правилам, он попадет на небеса. А благодать и достаточность жертвы Христа остаются реальными только на страницах Священного Писания.

Поддержка авторитаризма руководителя

Это, пожалуй, самая худшая причина, почему устанавливаются различные стереотипы в церкви. Зачастую они касаются различных сектантских группировок в которых все делается для того, чтобы утвердить статус руководителя. К сожалению, в некоторых церквах существуют стереотипы, благодаря которым начальствующий пресвитер имеет безграничную власть. Я лично знаю печальный случай, когда руководитель сосредоточил на себе «законодательную» и исполнительную власть и никому не давал спуску. Все у него были под контролем. Молодые люди стонали, стонали, потом не выдержали и перешли в другую церковь. Так продолжалось до смерти пресвитера.

Как вы думаете, какие еще есть причины возникновения стереотипов в церкви?

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone