ТеоБлогия>Законничество: пелагианство и паламизм
Алексей Прокопенко

Законничество: пелагианство и паламизм

В последнее время в сети оживились споры на тему взаимоотношения благодати и дел, особенно в связи с Lordship Salvation (спором о необходимости подчинения Христу для спасения или отсутствии такой необходимости). В качестве своих двух лепт в копилку этих дискуссий продолжаю публиковать отрывки из своей книги "Конкуренты благодати".
Законничество: пелагианство и паламизм

Один из самых ранних вариантов законничества был введен в христианство британским монахом Пелагием. В конце IV века он начал проповедовать в Риме и снискал большую популярность. Поначалу казалось, что его учение вполне ортодоксальное. Пелагий учил, что человек может вести благочестивую жизнь при помощи Божьей благодати. Он признавал, что человек нуждается в благодати и что без благодати не могло бы быть спасения. Заметьте: он не отрицал благодати. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. Благодать Пелагий понимал не как сверхъестественное действие Божье в человеке, а как заложенную Богом естественную способность исполнять Божью волю[i]. По его мнению, эта способность в потенциале у всех одинакова. В потенциале – это значит, что благодаря заложенной Богом способности каждый человек, теоретически, может достигнуть праведности. Однако благодать никого не делает праведным автоматически. Благодать лишь дала человеку возможность и способность творить добрые дела, а насколько каждый в этом продвинется, зависит от самого человека. Таким образом, дальнейший путь к спасению зависит от усилий, прикладываемых людьми.

Законничество: пелагианство и паламизм

Такое понимание благодати неизбежно вело к учению о спасении делами. Если благодать – это лишь потенциальная способность творить угодные Богу дела, но сама по себе никого не спасает, то для реализации спасения требуется приложить собственные усилия. То есть, от человека требуется внести свой вклад в виде дел, связанных с соблюдением нравственного закона. Спасется тот, кто сделает нужное количество дел, а кто не приложит достаточно волевых усилий для достижения праведности, тот погибнет. Учение Пелагия было отвергнуто и осуждено в церковной истории на нескольких соборах.

Заметьте: хотя Пелагий не отвергал библейского термина «благодать», он наделял его совершенно иным содержанием, чуждым учению Писания. Ересь не всегда проявляет себя в отрицании каких-либо библейских терминов – такую ошибку было бы легко распознать и отвергнуть. Гораздо чаще ересь проявляется в искажении смысла библейских доктрин.

Другой вариант законничества сложился в восточном православии под влиянием знаменитого богослова XIV века Григория Паламы. Согласно этому учению, благодать понимается как энергия Бога, то есть божественная сила или действие, преобразующее человека в образ Божий[ii]. Преображение в образ Божий не происходит автоматически. Нужно «стяжать благодать», то есть приобретать и накапливать божественные энергии. Для этого человек должен верить, творить добрые дела и участвовать в литургии[iii]. В этом случае через свои действия он будет «…в меру своих способностей [приобщаться] к Богу в Его энергиях…»[iv]. Стяжая благодать, человек обретает богоподобие (обожение), что в православном богословии считается сутью спасения.

Законничество: пелагианство и паламизм

Паламизм по своей логике противоположен пелагианству. Если у Пелагия благодать давала способность к проявлению богоугодных человеческих усилий, то у Паламы, наоборот, проявление богоугодных усилий (вера, добрые дела и приобщение к литургической жизни Церкви) ведет к обретению благодати.

 

 

[i] Understanding Christian Theology / Ed. Swindoll C. and Zuck R. Nashville: Thomas Nelson, 2003. P. 741; ср. Olson R. The Story of Christian Theology: Twenty Centuries of Tradition and Reform. Downers Grove: InterVarsity Press, 1999. P. 268–269.

[ii] Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви: Догматическое богословие. М.: Общество любителей православной литературы; издательство имени святителя Льва, 2009. С. 93–94.

[iii] Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Православная церковь. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001. С. 244–246. Cр. The Orthodox Doctrine of the Apostolic Eastern Church; Or, A Compendium of Christian Theology. Translated from the Greek. To which is Prefixed, An Historical and Explanatory Essay on General Catechism; And Appended, A Treatise on Melchisedec. New York: AMS Press, Inc., 1969. С. 49–50.

[iv] Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 98.

__________________________________________________

Заказать книгу "Конкуренты благодати":

1) На сайте "Время благодати"

2) В Самаре в книжном магазине "Преображения"

3) Если кому ближе г. Тула - свяжитесь по эл. почте: protasovpzb@yandex.ru

4) Оптовые заказы по минимальным ценам

Актуальные документы
Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone