ТеоБлогия>Способность, возможность, свобода
Алексей Прокопенко

Способность, возможность, свобода

Способность, возможность, свобода

В 2002 г. вышла в свет книга богослова и философа Джона Фрейма «Учение о Боге». Помимо достаточно широкого анализа библейских текстов, говорящих о Божьем промысле, автор делится весьма интересными рассуждениями, проливающими свет на природу человеческой воли. Во-первых, говоря о свободе воли, нужно различать несколько видов способности (ability)[1]. Фрейм иллюстрирует это на примере способности проповедовать. У опытного проповедника спрашивают: «Вы сможете проповедовать у нас в воскресенье?» Очевидно, что в этой ситуации у него есть (1) способность как компетентность. Однако он отвечает: «Нет, потому что я обещал проповедовать в другой церкви». В данном случае у него нет (2) способности как отсутствия конфликтующих желаний. Если проповедник заболел ларингитом, то у него есть (3) общая способность, но нет (4) способности в данный момент времени. Когда этому же проповеднику было четырнадцать лет, у него были все необходимые задатки, то есть была (5) потенциальная способность, но не было (6) реальной способности. Фрейм подчеркивает, что в рассуждениях о Божьем промысле фигурируют разные виды способности. Например, были ли кости Иисуса способны сломаться? Несомненно, у них была потенциальная способность к этому. Однако не было актуальной способности в силу Божьего установления «кость Его да не сокрушится» (Иоан. 19:36).

Во-вторых, говоря о свободе воли, нужно различать несколько видов возможности (possibility)[2]: (1) логическая возможность – отсутствие логического противоречия в действии, (2) физическая возможность, (3) экономическая возможность, (4) политическая возможность, (5) юридическая возможность, (6) биологическая возможность, (7) моральная возможность и т. д. Фрейм указывает, что в разговоре о Божьем промысле фигурируют разные виды возможности. Например, могут ли невозрожденные люди уверовать без действия благодати? В определенном смысле, да. Они имеют физическую и психическую возможность к этому, но не имеют моральной (или духовной) возможности.

В-третьих, говоря о свободе воли, нужно различать несколько видов свободы (freedom)[3]. (1) Моральная свобода – свобода творить добро. После грехопадения, по мнению Фрейма, эта свобода была утрачена. (2) Компатибилистская свобода – свобода делать то, что хочется делать. Эта свобода есть у каждого человека. Обычно человек следует своим самым сильным желаниям, а желания его греховной природы злы. (3) Либертарианская свобода – свобода с одинаковой легкостью выбирать между любыми альтернативами. По мнению Фрейма, такая свобода – утопия; учение о либертарианской свободе не учитывает человеческой природы.

 

[1] John M. Frame. The Doctrine of God. Phillipsburg, NJ: P. and R. Publishing, 2002. С. 131–132.

[2] Там же. С. 133–135.

[3] Там же. С. 135–138.

_____________________________________

Заказать книгу:

1) На сайте Время благодати

2) В Самаре в книжном магазине "Преображения"

3) Если кому ближе г. Тула - свяжитесь по эл. почте: protasovpzb@yandex.ru

4) Оптовые заказы книг

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone