ТеоБлогия>Превосходство Христа в послании к Евреям: Часть 3
 

Превосходство Христа в послании к Евреям: Часть 3

Николай Лелиовский для Тео(Б)логия

Превосходство Христа в послании к Евреям: Часть 3

В Евреям 1:1-4 автор использует 8 описаний Иисуса Христа, чтобы показать Его абсолютное превосходство.

1

Во-первых, в то время как пророки были лишь слугами                (см. притчу о злых виноградарях Мк. 12:112) – Иисус Христос - Наследник. Греческое слово, переведенное как “наследник” выражает идею получения чего-то и обладания этим чем-то.

Наследником чего же именно является Иисус Христос? Всего! Автор послания к Евреям ссылается на мессианский псалом (Пс. 2) к котором, как сказал один комментатор, “псалмопевец записал постановление или завет, который Бог Отце заключил с Богом Сыном, гарантирующий право Сына на царство”.  Идея, которая выражена здесь автором послания к Евреям, схожа с тем, о чём Павел говорил в Кол. 1:16: “всё для Него создано” и 1 Кор. 8:6: “но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им». Насколько же удивительно, что Писание называет нас сонаследниками Христу (Рим. 8:17).

2

 Во-вторых, превосходство Христа очевидно из того, что Бог через Него сотворил мир. Он не только Тот, Кто владеет и управляет всем, но также всё было создано Ним. Снова же, нельзя не вспомнить отрывок из Кол. 1:16 «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано».  Здесь мы можем видеть функциональные различия внутри Троицы.  Следует также обратить внимание на то, что эти тексты не преуменьшают важности Иисуса Христа. Ведь этого не допускает сам контекст 1 главы Евреям 1, где Христос ясно назван Творцом 1:10-11. Скорее, речь в этом стихе идет о функции Сына в творении – как Посредника. 

3

В -третьих, Божье откровение в Иисусе Христе является превосходным, потому то Он есть “сияние славы” Божьей (ст. 3). Со времен ранних отцов это

сияние или лучезарность понималось не в пассивном смысле, то есть как отражение, но в активном, то есть подобно сиянию или лучу солнечного света. Отсюда, в первом вселенском церковном символе веры для описания природы Сына, использована фраза “Свет от Света”. Полный текст Никейского символа веры: 

Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков; Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного с Отцом, Которым все сотворено. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечившегося. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день по Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную (по правую руку) Отца. И опять грядущего со славой судить живых и мертвых, Царству Которого не будет конца.

И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.

Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую одно крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь.

Он является сиянием славы Божьей, которая также была видна в ВЗ, символизируя сущность и моральное совершенство, которого согласно Римлянам. 3:23 лишены все люди.  Иисус Христос является сиянием этой самой славы.

 

4

Также, в Иисусе Христе дано превосходнейшее откровение потому, что Он - «образ ипостаси Его» (ст. 3). Греческая фраза, переведенная как образ ипостаси Его, означает «точное отображение или отпечаток Его природы или сущности», так как греческое слово карактер (образ) использовалось для обозначения отображения невидимого источника. Посему, в Иисусе Христе мы находим точное отображение невидимой природы Бога. Этот отрывок был использован Афанасием и другими ранними отцами церкви утверждения полной Божественности и равенства Иисуса с Отцом. Причастие активного залога настоящего времени “будучи” ясно показывает вневременную и непрестанную реальность того факта, что Иисус никогда не переставал и никогда не перестанет. 

Таким образом, эта фраза «сияние славы и образ ипостаси Его» является одним из самых внушительных утверждений Божественности Христа, так как автор подчеркивает и внешнее сияние Его славы, и внутренний отпечаток невидимой природы Бога. 

Эта истина также ярко выражена в Иоанна 1:18 где написано «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын [Бог], сущий в недре Отчем, Он явил».

 

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone