ТеоБлогия>Характер Иисуса Христа: мудрость в нестандартных ситуациях
Максим Король

Характер Иисуса Христа: мудрость в нестандартных ситуациях

Характер Иисуса Христа: мудрость в нестандартных ситуациях

Евангелия представляют нам Иисуса Христа мудрой личностью. И Его мудрость выражалась как в словах, так и в делах. В век, когда под мудростью нередко подразумевают греховный компромисс, нам как никогда нужен пример мудрости Иисуса Христа.

Задолго до рождения Мессии пророк Исаия дал следующую характеристику Иисусу Христу: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11:1,2)

Качество мудрости Господа является небесным даром. Дух Господень – это синоним духа премудрости и разума, совета и крепости, веденья и благочестия. Логично допустить, что если мы хотим иметь мудрость Иисуса Христа, нам нужно быть исполненными Духом Святым.

С самого детства Иисус «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лук.2:40). Он «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лук.2:52).

Как сторонники, так и противники признавали исключительную мудрость Иисуса Христа:

- «... все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лук.2:47).

- «И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Матф.13:54-55; Мк. 6:2).

- «Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Иоан.7:46).

Новый Завет изобилует примерами мудрости Иисуса Христа. Все Его служение практически свидетельствовало об этом. Давайте мы обратим свое внимание на несколько случаев.

Есть много отрывков Писания, которые изумляют меня своей глубиной и мудростью. Следующая ситуация с Евангелия от Марка относится как раз к описанному разряду отрывков. Всякий раз, когда я читаю этот ответ Иисуса Христа, то размышляю о том, как бы я поступил на месте учеников. А как бы вы поступили, не думали?

«При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мар.9:38-40).

Что так возмутило учеников Христа в человеке, который делал все то же, что делали они? Вероятно, они считали, что только у них есть лицензия на провозглашение доброй вести и изгнание бесов. Ведь все сходится: они же являются учениками Иисуса Христа и делают то, что им велено. А кто этот человек? Кто дал ему право от имени Иисуса изгонять бесов?

Возможно, некоторые ученики считали, что так как этот парень «не из их парафии», то он и не имеет права причислять себя к ученикам Мессии через те сверхъестественные дела, которые тот совершал.

А может они особо возревновали о своем служении ввиду того, что немного ранее они столкнулись с неудачей при попытке изгнать беса из мальчика? (Мк. 9:18)

Понять чувствования учеников можно. Они столкнулись с незнакомым человеком, который делал то, что делали они. При этом они вполне оправданно имели право считать, что только они имеют право изгонять бесов именем Иисуса Христа. Ведь именно они были в числе избранных. Кому же как не им этим заниматься? Да и совсем недавно они спорили о своем первенстве (Мк. 9:33-34). Мы можем допустить, что ученики были высокого мнения о себе на то время. Поэтому свою реакцию на действия того человека они посчитали правильной и, возможно, ожидали, что Иисус их похвалит за верность Ему и делу, которое они совершают.

Но Учитель быстро развеивает их воинственный пыл своими мудрыми словами. Оказывается, нет никаких проблем служить Ему и людям, но при этом не быть в числе двенадцати. Напротив, подобные инициативы нужно поддерживать, потому что таким образом слава Христа распространяется. Такие люди фактически являются единомышленниками по служению. Конечно, подобный вывод в данной истории следует из допущения, что этот незнакомый человек уверовал в Иисуса Христа, потому и делал чудеса Его именем. Такое допущение связано с тем, что Иисус не осудил его действия, но одобрил.  

Нам часто кажется, что, если люди не принадлежат к нашей конфессии или союзу, значит они не так правильно «ходят» за Иисусом Христом, как это делаем мы. Ну, может не все из читающих так считают. Но вот я, например, раньше так считал. И сейчас встречаю очень многих людей, которые страстно верят в исключительность своей конфессиональной группы. Да, нужно признать, определенные различия между конфессиями есть. Нередко они имеют доктринальные искажения. Но при этом нам стоит признать, что истинная церковь Иисуса Христа находится в земном рассеянии и только Бог знает избранных по всему лицу земли. Они могут быть в разных конфессиях

К слову, на днях я увидел ролик, как один уважаемый христианин одной конфессиональной, но другой культурной традиции во время поклонения, закрыв глаза, двигался в такт с музыкой. И вполне предсказуемо, что христиане той же конфессиональной традиции, но не той культурной традиции, что этот христианин сразу же раскритиковали этого человека. Сразу посыпались комментарии: «Он неправильно поклоняется Богу», «Слава Богу, что меня там не было» и в том же духе.

Я не буду сейчас давать оценку действиям этого христианина. Но любопытно, как история с учениками часто контекстуализируется в современном христианстве. И слова Метью Генри как нельзя кстати:

«Точно так же и мы склонны воображать, будто те, кто не следует за Христом вместе с нами, не следуют за Ним вообще, и что те, кто не делает все так, как мы, ничего хорошего не делают. Но Господь знает Своих, хоть они и рассеяны. Этот пример предостерегает нас, чтобы мы, водимые чрезмерной ревностью о единстве Церкви и о том, что, по нашему твердому убеждению, правильно и хорошо, не противились тому, что содействует созиданию Церкви и продвижению ее истинных интересов, хотя и иным путем».

Следующий пример мудрости Иисуса Христа связан с планированием времени. У нашего Господа был очень загруженный график. Если мы верим в то, что Иисус наряду с Своей божественностью был на 100% и человеком, тогда очевидно, что ему нужно было мудро планировать Свое время. Факт усталости никто не отменял. И Господь хорошо справлялся с планированием времени. Несмотря на загруженность Он старался соблюдать баланс между служением и молитвенной жизнью. Вспомните, когда Иисус отправлялся в пустынное место молиться (Мф. 14:23; Лк. 6:12)? Вы думаете, Он был бы в состоянии молиться всю ночь, если бы до изнеможения исцелял людей?

А что мы? Как распределяем свое время? Работа, служение, отдых, разного рода активности настолько поглощают нас, что молитвенное время сокращается до нескольких минут в день. Пусть Бог благословит нас мудро использовать дарованные нам ресурсы.

Один из самых известных последователей Иисуса Христа - апостол Павел также обладал мудростью. Следующий пример из его жизни ясно это показывает:

«...и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие. Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие - из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться...»  (Фил.1:14-18).

У Павла было достаточно авторитета, чтобы запретить этим людям проповедовать Евангелие. Он мог написать, например, запрещающее письмо. Причина проста: неверные мотивы сердца проповедующего. На месте Павла я бы возмущался действиями этого человека. Наверное, я бы делал все возможное, чтобы помешать ему проповедовать. Но Павел идет другим путем. Запрет на проповедь, несомненно, был бы логичен в общем смысле, когда это касается жизни церковной общины. Ведь внутреннее состояние проповедника даже при истинности каждого тезиса проповеди имеет не меньшее значение для дела Божьего. Но сейчас это была исходящая из общих правил ситуация, в которой требовалось мудрое решение. И Павел избрал мудрый путь решения этой проблемы. «Пусть проповедуют. Я радуюсь, что и так распространяется Евангелие». Мудрое отношение к тем или иным ситуациям в жизни является следствием нашей наполненности Духом Святым. Наши чувствования зависят от нашей реакции на происходящее.

Когда я читаю о мудрости Иисуса Христа и апостола Павла во свете описанных ситуациях, я мечтаю реагировать так, как реагировали они. Мне не составляет сложности внутренне раскритиковать стиль проповеди некоторых проповедников только потому, что я придерживаюсь другой традиции изложения Слова Божьего. При этом я понимаю, что Господь действует не только через экспозиционную проповедь. Немного ранее в своей жизни я критиковал определенный метод евангелизации (это при том, что благовестники старались правильно донести евангелие неверующим людям) только потому, что считал, что единственно правильным методом является пение хора на площади и раздавание брошюрок и пригласительных в церковь. Конечно, это не говорит о том, что нам не нужно иметь собственных убеждений или практик. Но речь в данном случае о том, чтобы мы не запрещали «ходить за Христом» тем христианам, которые не «ходят за Ним» так, как это делаем мы.

 «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак.3:13).

 

Максим Король

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone