ТеоБлогия>Популярный вариант законничества
Алексей Прокопенко

Популярный вариант законничества

В продолжение обсуждения темы о Lordship Salvation (спора о необходимости подчинения Христу для спасения или отсутствии такой необходимости) продолжаю публиковать отрывки из своей книги "Конкуренты благодати".
Популярный вариант законничества

Еще один вариант законничества присутствует во многих христианских кругах. Его условно можно назвать полупелагианством, хотя это не совсем точно с исторической точки зрения[i]. Согласно этому взгляду, спасение – это дело и Бога, и человека. Человеческая воля должна помогать благодати, а благодать – человеческой воле. Хотя благодать обычно рассматривается как наиболее важный из этих двух элементов, без человеческих усилий спасения достичь невозможно. Сторонники этого взгляда говорят, что Божья благодать и человеческие дела – это два неравных, но равно необходимых компонента спасения. То есть, хотя благодать выполняет несравнимо большую работу и хотя ее роль гораздо более значимая, без человеческих усилий спасение не состоится.

Логику полупелагианства отражает песня, которую мне доводилось слышать как в исполнении протестантов, так и в исполнении православных (записи и тех, и других есть в интернете). Называется она по первой строчке: «Неужели, мой Бог, я останусь?» В этой песне рисуется картина того, как некий человек остается на земле во время пришествия Христа за Его Церковью. Он остается на горе и муки, лишенный надежды на спасение:

 

Неужели друзья и подруги

В облаках воспоют новый гимн,

А я останусь, я останусь на горе и муки,

Без надежды и цели, один?

 

Он будет лишен общения со Спасителем навеки:

 

Но не только с друзьями, я знаю,

Мне придется расстаться тогда,

Только больше, только больше я потеряю,

Потеряю Христа навсегда.

 

Он обречен на вечные страдания в аду без возможности какого-либо утешения. То есть, обречен на вечную погибель. Но как же эта песня объясняет причину вечной погибели? А вот как:

 

Как с друзьями я пел и молился,

Вместе с ними я Богу служил,

Только мало, только мало к добру я стремился,

Только ближнего я не любил.

 

Согласно богословию этой песни, человек отправляется в ад потому, что не приложил достаточного количества усилий. Вроде бы и не был совсем уж нечестивым: «пел и молился», «Богу служил». Однако делал всего этого недостаточно: «мало к добру я стремился», «ближнего я не любил». По представлению автора, если кто-то недоделает добрых дел, не достигнет нужного уровня любви к ближнему и не приложит достаточно волевых усилий для стремления к добру, то он будет отвергнут Христом и не войдет в небеса. Иными словами, одной благодати для спасения недостаточно. Благодать лишь подготавливает почву, а для завершения спасения нужно к благодати добавить человеческих усилий. Богословие этой песни явно и недвусмысленно выражает один из вариантов легализма.

 

[i] В историческом богословии термин «полупелагианство» закрепился за учением Иоанна Кассиана и галликанских монахов V в. н.э.

___________________________________

Заказать книгу "Конкуренты благодати":

1) На сайте "Время благодати"

2) В Самаре в книжном магазине "Преображения"

3) Если кому ближе г. Тула - свяжитесь по эл. почте: protasovpzb@yandex.ru

4) От 10 книг по минимальным ценам

Статьи
Сочетание религиозной ревности с борьбой за социально-политические преобразования можно охарактеризовать как «зелотство». Подобные настроения нередко проявлялись в разные века в христианстве, как, в общем-то, и в других религиях. В этой статье мы постараемся проследить проникновение зелотства в современную Церковь и его влияние на мировоззрение современных христиан.
В первых семи стихах Книги притчей описывается ее цель.
Работает на Cornerstone