Нередко бывает, что христианин в общем и целом верит в спасение по благодати, но на практике живет с чувством вины, которое лишает его радости и уверенности в спасении. В теории он вроде бы исповедует истинное Евангелие – учение о спасении по благодати, но в повседневной жизни то и дело погружается в пучину сомнений: а действительно ли Бог простил мои грехи? Если такого человека спросить, как обрести вечную жизнь, он скажет, что этого невозможно достичь человеческими заслугами, однако свою жизнь он по-прежнему продолжает мерить своими заслугами. Перфекционизм можно охарактеризовать как недоверие Божьей благодати в прощении наших повседневных грехов.

Перфекционизм и попытка заслужить Божье прощение

Это очень частая проблема. Ее механизм основан на том, что мы проводим аналогию с тем, как прощение зачастую работает в человеческих отношениях. Наверняка вы знакомы с подобными ситуациями. Муж обижает жену и просит у нее прощения. На первый раз она его прощает. Но он снова ее обижает и снова просит прощения. С каждым разом она прощает все труднее и труднее. Наконец, наступает момент, когда она говорит: «Все, хватит! Мне надоело тебя прощать! Ты просишь прощения, а сам продолжаешь делать то же!» За этими словами стоит такая логика: если человек не изменился, то его покаяние неискреннее. А если неискреннее, то, значит, ненастоящее. Прощения заслуживает лишь тот, кто изменился в своем поведении. Отсутствие реальных, скорых, ощутимых перемен к лучшему нередко становится основанием для разрыва отношений.

Хотя в некоторых случаях согрешающие действительно не хотят меняться и злоупотребляют доверием, бывают и такие ситуации, когда человек просто не может себя переделать слишком быстро. На изменение некоторых качеств характера, привычек или характеристик поведения уходят годы. К сожалению, в человеческих отношениях лимит прощения часто оказывается исчерпан гораздо быстрее.

С подобным отношением к прощению мы сталкиваемся с детства. Мать говорит ребенку: «Ты так много меня не слушался, а сейчас просишь прощения и хочешь, чтобы все просто ушло? Как ни в чем не бывало? – Не-е-ет! Ты сначала заслужи прощение!» Заслужи прощение! Это так по-человечески! Мы обосновываем свою готовность прощать тем, насколько другой человек в наших глазах достоин нашего прощения.

И вот, обратившись к Богу и начав христианскую жизнь, мы переносим ту же самую привычную для нас логику на наши отношения с Богом. Мы ставим прощение грехов в зависимость от того, насколько мы «достойны прощения». Естественно, что очень часто мы чувствуем себя недостойными, потому что продолжаем согрешать. День за днем… день за днем… день за днем… Более того, нередко мы падаем на одном и том же месте. Мы наступаем на одни и те же грабли. Мы согрешаем теми же грехами, в которых вот только недавно каялись. Будь мы на месте Бога, мы бы такого грешника уже давно перестали принимать. Сознавая, что в наших собственных глазах мы были бы недостойны прощения, мы чувствуем себя мерзкими и неприятными Богу. Мы мучаемся сомнениями: а вдруг Бог меня не простил? Мы вроде бы и верим в Божью благодать в какой-то глобальной и абстрактной теории искупления, но нам трудно верить в Его благодать, проявляемую к нам лично, ежедневно, на практике.

На этом порочная модель мышления не заканчивается. Пытаясь исправить положение, мы стараемся заглушить чувство вины при помощи каких-либо добрых дел. Мы думаем: «Если я сделаю больше добрых дел, я не буду чувствовать себя таким виновным». «Если я больше потружусь для церкви, то докажу, что я достоин прощения». «Если я от чего-то откажусь или чем-то пожертвую, то заслужу право быть принятым». «Если я буду вести себя о

чень хорошо…»

И мы стараемся вести себя очень хорошо. И у нас это получается. Где-то примерно на один день. Или на два. Или на неделю… В этот период относительного благополучия у нас вроде бы все налаживается: мы ощущаем себя достаточно праведными и испытываем радость и облегчение. Но потом, рано или поздно, мы все равно срываемся. Снова согрешаем. Наша уверенность исчезает, и снова к горлу подкатывает тошнотворное чувство вины. В результате жизнь становится как волнистая линия: в хорошие недели у нас все нормально, в плохие – мы удручены от мучающих нас страха и вины.

Как-то для душепопечения ко мне обратился один человек, который страдал подобными симптомами. Он пытался быть безупречным в работе и примерным в жизни. Но он чувствовал, что у него не получается быть безупречным. Хотя теоретически он и знал Евангелие, но снова и снова соскальзывал на такую логику: «Если я сейчас в таком состоянии умру, то Бог ведь меня не примет!» Поэтому он жил в постоянной депрессии и сомнениях. Другой человек признавался: «Бывают моменты, когда не хочется молиться из-за стыда. Посещают мысли, что Бог не слышит». Как я уже упоминал, это очень часто встречающаяся проблема.

Каков же евангельский взгляд на Божье прощение? Многие библейские тексты показывают, что не только начальное оправдание грешника в момент его обращения ко Христу происходит по благодати, но и вся последующая жизнь основана на благодати Божьего продолжающегося прощения. В Послании к ефесянам сказано:

 

в Котором [в Иисусе Христе] мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его… (Еф. 1:7).

 

В этом стихе сказано, что искупление основано на Крови Христа, а не на наших заслугах. Здесь также утверждается, что прощение грехов происходит по благодати. Не только в момент искупления, но и на протяжении всей нашей жизни Господь продолжает прощать наши грехи не на основании того, насколько мы достойны прощения, а на основании Своей благодати.

Итак, второе качество любви – любовь милосердствует – означает, что любовь обязательно проявляется в добром отношении, добрых словах, добром поведении и добрых делах. Она не может оставаться вовсе без внешних проявлений. Если любовь никак не проявляет себя на практике, то это, в общем-то, не та любовь, о которой говорит Библия. О невидимой любви в Книге притчей сказано:

Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь (Прит. 27:5).

Скрытая любовь и открытое обличение

Почему Соломон так сказал? Если подумать, то скрытая любовь не приносит никакой пользы другим людям. Обличение, даже без любви, может принести хотя бы какую-то пользу: человек может услышать в обличении истину, может взять на вооружение важную информацию. В конце концов, он может в следующий раз остерегаться каких-то неправильных или опасных действий. А любовь, если она скрыта, то есть не проявляется в делах помощи, не приносит абсолютно никакой пользы! Поэтому Соломон и говорит, что открытое обличение лучше, нежели скрытая любовь. Любовь обязательно должна проявляться на деле. Любящий человек должен заботиться о пользе тех, кого он любит.

Поэтому большую ошибку совершают те, кто думает: «Пока я не научусь любить, я не буду делать никаких дел. Я буду сидеть на месте и работать над любовью». Это неправильно. Так вы никогда и не научитесь любить! Любовь милосердствует, то есть обязательно проявляется в конкретных добрых поступках. Любовь активна в делании добра.

Характер Иисуса Христа: мудрость в нестандартных ситуациях

Евангелия представляют нам Иисуса Христа мудрой личностью. И Его мудрость выражалась как в словах, так и в делах. В век, когда под мудростью нередко подразумевают греховный компромисс, нам как никогда нужен пример мудрости Иисуса Христа.

Задолго до рождения Мессии пророк Исаия дал следующую характеристику Иисусу Христу: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11:1,2)

Качество мудрости Господа является небесным даром. Дух Господень – это синоним духа премудрости и разума, совета и крепости, веденья и благочестия. Логично допустить, что если мы хотим иметь мудрость Иисуса Христа, нам нужно быть исполненными Духом Святым.

С самого детства Иисус «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лук.2:40). Он «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лук.2:52).

Как сторонники, так и противники признавали исключительную мудрость Иисуса Христа:

- «... все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лук.2:47).

- «И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Матф.13:54-55; Мк. 6:2).

- «Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Иоан.7:46).

Новый Завет изобилует примерами мудрости Иисуса Христа. Все Его служение практически свидетельствовало об этом. Давайте мы обратим свое внимание на несколько случаев.

Есть много отрывков Писания, которые изумляют меня своей глубиной и мудростью. Следующая ситуация с Евангелия от Марка относится как раз к описанному разряду отрывков. Всякий раз, когда я читаю этот ответ Иисуса Христа, то размышляю о том, как бы я поступил на месте учеников. А как бы вы поступили, не думали?

«При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мар.9:38-40).

Что так возмутило учеников Христа в человеке, который делал все то же, что делали они? Вероятно, они считали, что только у них есть лицензия на провозглашение доброй вести и изгнание бесов. Ведь все сходится: они же являются учениками Иисуса Христа и делают то, что им велено. А кто этот человек? Кто дал ему право от имени Иисуса изгонять бесов?

Возможно, некоторые ученики считали, что так как этот парень «не из их парафии», то он и не имеет права причислять себя к ученикам Мессии через те сверхъестественные дела, которые тот совершал.

А может они особо возревновали о своем служении ввиду того, что немного ранее они столкнулись с неудачей при попытке изгнать беса из мальчика? (Мк. 9:18)

Понять чувствования учеников можно. Они столкнулись с незнакомым человеком, который делал то, что делали они. При этом они вполне оправданно имели право считать, что только они имеют право изгонять бесов именем Иисуса Христа. Ведь именно они были в числе избранных. Кому же как не им этим заниматься? Да и совсем недавно они спорили о своем первенстве (Мк. 9:33-34). Мы можем допустить, что ученики были высокого мнения о себе на то время. Поэтому свою реакцию на действия того человека они посчитали правильной и, возможно, ожидали, что Иисус их похвалит за верность Ему и делу, которое они совершают.

Но Учитель быстро развеивает их воинственный пыл своими мудрыми словами. Оказывается, нет никаких проблем служить Ему и людям, но при этом не быть в числе двенадцати. Напротив, подобные инициативы нужно поддерживать, потому что таким образом слава Христа распространяется. Такие люди фактически являются единомышленниками по служению. Конечно, подобный вывод в данной истории следует из допущения, что этот незнакомый человек уверовал в Иисуса Христа, потому и делал чудеса Его именем. Такое допущение связано с тем, что Иисус не осудил его действия, но одобрил.  

Нам часто кажется, что, если люди не принадлежат к нашей конфессии или союзу, значит они не так правильно «ходят» за Иисусом Христом, как это делаем мы. Ну, может не все из читающих так считают. Но вот я, например, раньше так считал. И сейчас встречаю очень многих людей, которые страстно верят в исключительность своей конфессиональной группы. Да, нужно признать, определенные различия между конфессиями есть. Нередко они имеют доктринальные искажения. Но при этом нам стоит признать, что истинная церковь Иисуса Христа находится в земном рассеянии и только Бог знает избранных по всему лицу земли. Они могут быть в разных конфессиях

К слову, на днях я увидел ролик, как один уважаемый христианин одной конфессиональной, но другой культурной традиции во время поклонения, закрыв глаза, двигался в такт с музыкой. И вполне предсказуемо, что христиане той же конфессиональной традиции, но не той культурной традиции, что этот христианин сразу же раскритиковали этого человека. Сразу посыпались комментарии: «Он неправильно поклоняется Богу», «Слава Богу, что меня там не было» и в том же духе.

Я не буду сейчас давать оценку действиям этого христианина. Но любопытно, как история с учениками часто контекстуализируется в современном христианстве. И слова Метью Генри как нельзя кстати:

«Точно так же и мы склонны воображать, будто те, кто не следует за Христом вместе с нами, не следуют за Ним вообще, и что те, кто не делает все так, как мы, ничего хорошего не делают. Но Господь знает Своих, хоть они и рассеяны. Этот пример предостерегает нас, чтобы мы, водимые чрезмерной ревностью о единстве Церкви и о том, что, по нашему твердому убеждению, правильно и хорошо, не противились тому, что содействует созиданию Церкви и продвижению ее истинных интересов, хотя и иным путем».

Следующий пример мудрости Иисуса Христа связан с планированием времени. У нашего Господа был очень загруженный график. Если мы верим в то, что Иисус наряду с Своей божественностью был на 100% и человеком, тогда очевидно, что ему нужно было мудро планировать Свое время. Факт усталости никто не отменял. И Господь хорошо справлялся с планированием времени. Несмотря на загруженность Он старался соблюдать баланс между служением и молитвенной жизнью. Вспомните, когда Иисус отправлялся в пустынное место молиться (Мф. 14:23; Лк. 6:12)? Вы думаете, Он был бы в состоянии молиться всю ночь, если бы до изнеможения исцелял людей?

А что мы? Как распределяем свое время? Работа, служение, отдых, разного рода активности настолько поглощают нас, что молитвенное время сокращается до нескольких минут в день. Пусть Бог благословит нас мудро использовать дарованные нам ресурсы.

Один из самых известных последователей Иисуса Христа - апостол Павел также обладал мудростью. Следующий пример из его жизни ясно это показывает:

«...и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие. Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие - из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться...»  (Фил.1:14-18).

У Павла было достаточно авторитета, чтобы запретить этим людям проповедовать Евангелие. Он мог написать, например, запрещающее письмо. Причина проста: неверные мотивы сердца проповедующего. На месте Павла я бы возмущался действиями этого человека. Наверное, я бы делал все возможное, чтобы помешать ему проповедовать. Но Павел идет другим путем. Запрет на проповедь, несомненно, был бы логичен в общем смысле, когда это касается жизни церковной общины. Ведь внутреннее состояние проповедника даже при истинности каждого тезиса проповеди имеет не меньшее значение для дела Божьего. Но сейчас это была исходящая из общих правил ситуация, в которой требовалось мудрое решение. И Павел избрал мудрый путь решения этой проблемы. «Пусть проповедуют. Я радуюсь, что и так распространяется Евангелие». Мудрое отношение к тем или иным ситуациям в жизни является следствием нашей наполненности Духом Святым. Наши чувствования зависят от нашей реакции на происходящее.

Когда я читаю о мудрости Иисуса Христа и апостола Павла во свете описанных ситуациях, я мечтаю реагировать так, как реагировали они. Мне не составляет сложности внутренне раскритиковать стиль проповеди некоторых проповедников только потому, что я придерживаюсь другой традиции изложения Слова Божьего. При этом я понимаю, что Господь действует не только через экспозиционную проповедь. Немного ранее в своей жизни я критиковал определенный метод евангелизации (это при том, что благовестники старались правильно донести евангелие неверующим людям) только потому, что считал, что единственно правильным методом является пение хора на площади и раздавание брошюрок и пригласительных в церковь. Конечно, это не говорит о том, что нам не нужно иметь собственных убеждений или практик. Но речь в данном случае о том, чтобы мы не запрещали «ходить за Христом» тем христианам, которые не «ходят за Ним» так, как это делаем мы.

 «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак.3:13).

 

Максим Король

Экспозиционной проповеди недостаточно!

Для духовного пробуждения Божьего народа одной лишь экспозиционной проповеди недостаточно. Нужно что-то еще.

Размышляя над Книгой Неемии, можно сделать следующее наблюдение. В заключительной части этой книги (гл. 8–13) описываются усилия духовных лидеров – священника Ездры и «губернатора» Неемии – по наведению порядка в духовной жизни Божьего народа. И в этих главах прослеживается такая закономерность:

 

  1. 8 гл. – чтение и объяснение закона Божьего, так что «народ понимал прочитанное». Как раз в этом и состоит цель и назначение экспозиционной проповеди – объяснить Слово Божье, чтобы народ понял, что Господь говорит и что это означает.
  2. 9 гл. – покаяние духовных лидеров (глав поколений левитов) в ответ на прочитанное. Духовные лидеры каются от лица всего народа, но свою вину они признают в первую очередь, поскольку именно от их служения зависело исполнение или неисполнение закона народом.
  3. 10 гл. – принятие решений по исполнению прочитанного, т.е. внедрение новой «философии служения» в духовную практику народа.
  4. 13 гл. – противостояние тем, кто не подчиняется прочитанному. Неемия противостоит священнику (ст. 4) и делает выговор другим начальствующим при храме (ст. 11).

 

В связи с этим мне подумалось, что один только первый пункт без последующих трех просто не будет работать. Если наладить в церкви экспозиционную проповедь, но за этим не последует покаяние духовных лидеров, принятие новой философии служения и конфронтация с неправедными, то одна только экспозиционная проповедь окажется недостаточной. Сама по себе она не приведет к духовному пробуждению. Люди просто начнут воспринимать экспозиционную проповедь как изменение стиля или формы служения, при этом их жизнь останется прежней. Мол, раньше у нас проповедовали так, а теперь по-другому, ну и ладно! Таким образом, в деле духовного пробуждения церкви экспозиционная проповедь -- это не конечная цель, а лишь первый шаг.

Бог хочет от своего народа большего. Но возможность этого большего упирается в наличие таких благочестивых и принципиальных людей, как Неемия. Станете ли вы таким для Божьего народа?

Дела любви

В романе Чарльза Диккенса «Холодный дом» есть история об одной женщине-христианке, которая регулярно посещала людей с целью благовестия. Она проводила с ними воспитательные беседы на тему религии и с наигранной веселостью отмахивалась от их нескрываемой враждебности. Проблема была в том, что она совсем не сострадала этим людям и не обращала внимания на их нужды.

Однажды она пришла в дом кирпичника, который жил в ужасной нищете, любил выпить и во время запоев частенько поколачивал свою жену. Благовестница, рассевшись на стуле, упрекала жителей бедно обставленного и неубранного дома за то, что они пьют грязную воду, не читают религиозные книжки, которые она им оставляла, и не ходят в церковь. При этом она не вникала в то, что чистой воды у них нет, на уборку дома не хватает ни сил, ни времени из-за маленьких детей, читать они не умеют, а в церкви их никто не ждет. Между этой женщиной и ее не очень довольными слушателями ощущался непреодолимый барьер. Устами одной из героинь романа Диккенс описывает, что произошло после очередной едкой реплики со стороны кирпичника:

Миссис Пардигл, глядя на него сквозь очки с напускной невозмутимостью, рассчитанной, как мне казалось, на то, чтоб обострить его неприязнь, вынула назидательную книжку с таким видом, словно это был жезл полицейского, и «арестовала» все семейство. Я хочу сказать, что, принуждая бедняков слушать религиозное поучение, она вела себя так, словно была неумолимым блюстителем нравственности, тащившим их в полицейский участок[1].

Выполнив свой «евангелизационный долг», миссис Пардигл убралась восвояси, оставив бедных жителей все в той же бедности, а грязный дом все в той же грязи. И уже после ее ухода выяснилось, что на протяжении всей беседы жена кирпичника в невыразимой скорби держала на руках… тельце своего умершего малютки. Тягостное впечатление от этой неправильной, несправедливой, бесчеловечной сцены несколько скрашивается двумя другими героинями, которые задержались в доме кирпичника, помогли похоронить ребенка и прибраться в доме, проявили доброту и сострадательность, тихо прошептали скорбящей женщине слова Спасителя о детях, а спустя время еще раз навестили эту семью и оказали им помощь.

К сожалению, иногда мы бываем похожи на миссис Пардигл, щедро расточая вокруг себя нравоучения и выполняя формально правильные религиозные действия, но не замечая нужд других людей, не помогая им конкретными делами и не проявляя к ним сострадания. Делая так, мы поступаем не по любви, ведь «любовь милосердствует». Таково следующее качество любви, которое апостол Павел называет в Первом послании к коринфянам, и именно о нем пойдет речь в данной главе.

Любовьмилосердствует… (1 Кор. 13:4б).

Нам предстоит ответить на следующие вопросы: что такое милосердие? В чем оно проявляется? Какой пример милосердия мы находим во Христе? Как это применить в семье и церкви?

 

[1] Диккенс Ч. Холодный дом (гл. VIII: Как покрывают множество грехов).

Работает на Cornerstone