Когда мы наблюдаем в некоторых церквях, как пасторы идут на уступки неправым, но нахрапистым людям, когда под предлогом сохранения мира позволяют нечестивым поливать грязью тех, кто гораздо достойнее их, когда богатым и влиятельным сходит с рук то, за что других могли бы осудить, – когда мы становимся свидетелями всего этого, невольно возникает разочарование.

Я много видел подобных ситуаций и разочаровывался в некоторых, казалось бы, духовных людях, однако не мог точно идентифицировать природу этого разочарования, пока не наткнулся на следующий стих из Книги притчей:

Замутненный источник и разрушенный родник –

праведник, колеблющийся перед нечестивым (Прит. 25:26; пер. АПП).

Слово «замутненный» происходит от глагола, обозначающего «мутить», т.е. поднимать грязь и муть ногами в воде. «Разрушенный родник» – это колодец, засыпанный землей или заваленный камнями (ср. Быт. 26:15). Оба этих образа – замутненный источник и разрушенный родник – объединяются одной общей идеей: ты хочешь напиться воды – и не можешь! Вода либо загрязнена илом и мутью, которая вызовет у тебя рвотную реакцию, либо закрыта камнями, так что ее уже не видно и ей невозможно пользоваться. Именно так выглядит праведник, колеблющийся перед нечестивым: ты хотел бы научиться у него мудрости, но не можешь. Мудрость Слова Божьего, которую он познал на теоретическом уровне, замутнена его практической трусостью.

Трусливый пастор: замутненный источник

И это вовсе не безобидно. Писание предупреждает, что боязливые, которые спасовали перед неверующими в момент, когда требовалось исповедать веру во Христа, ничем не отличаются от самих неверующих: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 21:8).

Иронично, что мы восхищаемся героями церковной истории, которые проявили смелость и принципиальность ради истины. Такими, как Афанасий Александрийский, Савонарола, пуритане, Сперджен. Однако в собственной церковной практике поступаем как их антагонисты, лицемерно поджавшие хвост и отступающие перед сильными (а чаще просто громкими и наглыми). Мы вдохновляемся конференциями Мак-Артура и Коломийцева, а потом возвращаемся обратно к себе и поступаем как… не буду называть имена… дядя Вася из соседней церкви, известный своей изворотливостью и способностью говорить надвое «и нашим и вашим». Мы проповедуем о Христе, который не прогнулся перед Синедрионом, а сами предаем Его поцелуем, лицемерно говоря слащавые слова приветствия брату, на которого не так давно клеветали.

Как многие из нынешних пасторов, если бы были достаточно честны с самими собой, узнали бы себя в первосвященнике Каиафе, принимающем чисто политическое решение ради сохранения видимости мира: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Иоан. 11:50)? Решение принято не на основании правды, а на основании цели. То, что побочной жертвой этого решения стал Христос, – это досадная оплошность, мало влияющая на наши подходы.

Любопытно, что разрушение источников было актом военной стратегии. Так, например, поступили израильтяне, засыпав «все источники и поток», чтобы оставить без воды войска Сеннахирима (2 Пар. 32:4). Я думаю, что это часть военной стратегии сатаны: там, где ему не удается остановить родник проповеди истины, он делает эту истину непригодной для питья, замутняя ее трусостью и непринципиальностью руководителей церкви.

Как долго он будет мутить воду? Как далеко распространится его влияние? Как долго мы будем позволять ему делать нас замутненными источниками и разрушенными родниками? Когда, наконец, смиримся пред Божьей правдой и противостанем дьявольскому лицемерию и человекоугодничеству (– и убежит от нас! – Иак. 4:7). И когда поймем, что «дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:7)?

Характер Иисуса Христа: отношение к богословскому плюрализму

Так уж получилось, что современная церковь живет в век богословского плюрализма. Что это за зверь такой, спросите вы? Слово "плюрализм" происходит от латинского pluralis и означает "множественность" или "многообразие". Упрощенно говоря, богословский плюрализм - это право на существование различных богословских точек зрения. И в таком разнообразии нет ничего плохого пока оно находится в рамках консервативного учения Писания. У нас есть разный стиль музыкального сопровождения, непохожие точки зрения на решения духовно-практических вопросов, отличные друг от друга взгляды на второстепенные богословские вопросы: крещение, отношения церкви и Израиля в Божьем плане спасения, причастие, "иные" языки. 

И важно понимать, что в какой-то мере церковь имела такое разнообразие на протяжении всей истории ее существования. Молодым христианам важно мудро относится к своим братьям и сестрам с отличными друг от друга точками зрения и не спешить называть их еретиками и лжеучителями из-за несогласия с вопросами, которые не влияют на спасение. Нужно всегда помнить о том, что ключевое наше единообразие заключается в признании Иисуса Христа Спасителем и Главой Церкви. 

Несмотря на положительные аспекты разнообразия, нередко богословский плюрализм  выражается в толерантности ко многим разновидностям прогрессивного (около- или либерального) богословия. Львиную долю в распространение "плохого" богословского плюрализма внесли и продолжают вносить библеисты, богословы и комментаторы, которые смотрят на историю и толкование Библии по большей части с позиции исторического критицизма или специфического применения историко-грамматического метода истолкования.

На практике такой плюрализм выражается через снисходительное отношение к взаимоисключающим позициям в поместной общине. Я разделю его на две части: условно умеренный и радикальный.

Шестидневное творение или теистическая эволюция; полная вербальная богодухновенность и непогрешимость Библии или частичная богодухновенность и наличие в Библии ошибок; психология с мирскими предпосылками или библейское душепопечительство - относятся к условно-умеренному плюрализму.

Принятие определенных форм греха за норму (нетрадиционные браки), универсализм и многообразие путей спасения, суррогат монотеистических религий (хрислам)  и др. относятся к радикальному богословскому плюрализму

Считаю, что люди с условно-умеренным богословским плюрализмом являются христианами, которые любят Господа. При этом важно осторожно относиться к подобному проявлению взглядов в поместной общине, особенно, если в общине есть официальное вероучение в котором прописаны убеждения членов церкви. В свою очередь пастор должен позаботиться о разъяснении и применении здравой герменевтики в общине через публичное и личное наставление.

Не смотря на то, какие новомодные течения сегодня наполняют церковь, нам, евангельским христианам, всегда нужно анализировать происходящее через учение Священного Писания. Как нам  нужно относиться к "плохому" богословскому плюрализму? Давайте мы посмотрим на то, как наш Господь Иисус Христос реагировал на подобное явление во время своего служения.  

Читая Евангелия, мы видим, что постоянными богословскими оппонентами Иисуса Христа были фарисеи и книжники для которых служение Иисуса Христа было костью поперек горла. Они всегда старались уловить Его в слове и унизить то служение, которое Он совершал среди еврейского народа (Мк. 12:13-15). Эти люди в совершенстве знали закон и различные к нему толкования. Они придумали и легализовали множество постановлений. Их "...традиция толкования приобрела такой авторитет, что стала противоречить смыслу Божьей заповеди, однако фарисеи этого не признавали».[1] "Плохой" богословский плюрализм фарисеев выражался в искажении Божьих постановлений к которым они придумали разные истолкования. Такое многообразие истолкований хорошо согласовывалось с их системой мировоззрения.

Служение же Иисуса Христа не вписывалось в рамки учения фарисеев. Следовательно, они жестко его критиковали и ставили под сомнение все, что Он делал. Господь прекрасно понимал, что истина, которую Он провозглашает не имеет ничего общего с взглядами фарисеев. Он нелицеприятно относился к религиозным воззрениям духовной еврейской элиты. Заметьте, как Господь строго обличает фарисеев и книжников:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23:27).

... некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь. Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них (Лук.11:45,46).

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Иоан.8:44).

Кроме того Иисус использовал следующие выражения по отношению к фарисеям:

  • змеи и порождения ехиднины (Мф. 12:34; 23:33);
  • род лукавый и прелюбодейный (Мф. 12:39; 16:4);
  • лицемеры (Мф. 15:7; 16:3; 22:18; 23:13-15; Мк. 7:6; Лк. 11:44);
  • слепые вожди (Мф. 15:14; 23:16);
  • обвинял их в гордости и показушности (Мф. 23:5-7);
  • безумные (Мф. 23:19);
  • сравнивал с окрашенными гробами (Мф. 23:27-28).

Многих может смутить суровость Иисуса Христа. Но важно понимать, что она была обусловлена любовью к истине, которая выражалась осуждением фарисейского искажения Божьих заповедей. Фактически, фарисеи заменили Божье слово слоем различных преданий. Они сформировали свою богословскую позицию по различным богословским и духовно-практическим вопросам.

Некоторые христиане в социальных сетях хорошо помнят, каким Иисус Христос был по отношению к фарисеям, и без зазрения совести пользуются вышеперечисленными прилагательными к своим оппонентам, но при этом не обращают внимание на Его отношение к здравому плюрализму:

Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас (Mк. 9:38–40).

Запретив неизвестному человеку заниматься служением, ученики думали, что поступают правильно. Возможно, их мнение было основано на том, что Иисус легализовал их служение изгнания бесов. Но дело принимает неожиданный поворот. Изгонять бесов могут не только ученики.

Письма, которые ученики писали церквам чаще всего были реакцией  на "плохой" богословский плюрализм.  Апостол Павел в большинстве своих посланий осуждает различные богословские заблуждения, которые начали смущать раннюю церковь (Гал. 1:8; Филип. 3:2; Кол. 2:8 и др.).  Апостол Иоанн предостерегал своих читателей от ложных учений, что показывает его трепетное отношение к истине (1Ин. 2:23, 4:1 и др.).

Кроме того апостол Павел мудро реагировал и на "здравый" богословский плюрализм. Заметьте, как он пишет:

...слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11:18–19).

Далее в контексте Павел начинает разъяснять различные спорные вопросы, которые наполняли церковь. С одной стороны он показывает, что разномыслия (разнообразия во мнениях) - это часть церковной жизни. С другой стороны он аргументировано подводит их к принятию определенной точки зрения. Павел является хорошим примером для современных христиан в том, как нужно различать между собой "плохой" и "здравый" богословский плюрализм. Мы видим, что он сурово осуждал те богословские мнения, которые уничижали достаточность жертвы Христа и снисходительно относился к второстепенным вопросам.

Пусть нас благословит Господь мудро реагировать на богословские плюрализмы в отечественной евангельской среде и в своем рвении стараться вместе с водой не выплеснуть и ребенка.

Максим Король

 

 

[1] Питер Дженсен, Откровение (Минск: «Позитив-центр», 2018), 206.

Полный файл статьи прикреплен внизу поста (pdf)

(Чтобы скачать файл pdf, нажмите на заголовок данной заметки, чтобы она открылась в отдельном окне -- тогда станет виден прикрепленный файл, доступный для скачивания)

Ссылка на статью на сайте Academia

За кого умер Христос

В данной статье рассматривается вопрос о масштабах совершенного Христом искупления. Исторический обзор в начале статьи демонстрирует, что взгляд «неограниченного искупления» преобладал в кальвинистском богословии до начала XVII века и стал уступать место «ограниченному искуплению» лишь в так называемом схоластическом кальвинизме. Обзор богословской литературы напоминает, что в данном вопросе необходим баланс между утверждениями, что Христос умер «за всех» и «не за всех», при этом нужны уточнения и оговорки с обеих сторон.

Исследование двух ключевых текстов Нового Завета, имеющих отношение к данной теме, – 2 Пет. 2:1 и 1 Иоан. 2:2, – показывает, что есть веские библейские основания считать, что умилостивительная жертва Христа имеет отношение ко всем людям без исключения. Это признают многие кальвинистские толкователи, в том числе те, кто исповедует ограниченное искупление, – предлагая различные варианты объяснения. Одно из часто встречающихся объяснений заключается в том, что, в то время как Христос заплатил Своей смертью за грехи всех людей, эта плата не вменяется конкретному человеку, пока он не уверует.

Вслед за этим в статье анализируется часто встречающийся аргумент, что «за один грех не платят дважды». Наш анализ демонстрирует, что этот аргумент некорректен с библейской точки зрения, поскольку не учитывает фундаментального для христианского богословия понятия – вменения. Хотя плата за грехи состоялась две тысячи лет назад, конкретному человеку эта цена вменяется лишь тогда, когда он обращается к Господу. Вменение праведности Христовой ведет к оправданию перед Божьим судом. Соответственно, если какой-то человек не обратится ко Христу, вменение не произойдет и оправдание не состоится. Следовательно, его грехи будут продолжать засчитываться ему, несмотря на то, что за них заплачена цена жертвы Христовой. Это не сделает Бога несправедливым или жертву Христову неэффективной, потому что замысел Божий в отношении спасения проходит через обязательную ступень вменения и связанного с этим оправдания.

Обсуждение терминологии указывает на распространенную проблему: часто люди спорят о масштабе искупления, не давая себе отчета, что на самом деле имеют в виду разные вещи. Если говорить об искуплении как об избавлении от ада и вхождении в жизнь вечную (т.е. спасительном результате), то оно ограниченное. Если же под искуплением понимать заплаченную цену (т.е. спасительное средство), то вполне можно сказать, что оно неограниченное. Ключевые кальвинистские исповедания веры подчеркивают неограниченный размер заплаченной цены, даже когда они же указывают на ограниченный результат в виде спасения избранных.

Вопрос о том, как неограниченное искупление может сочетаться с ограниченным спасением, помогают прояснить лапсарианские теории. Одна из лапсарианских схем, сублапсарианство, позволяет логически согласовать, что Христос умер за всех, но спасены будут лишь избранные. Эту точку зрения иногда называют «неограниченное искупление с ограниченным применением».

В заключительной части статьи рассмотрены цели совершенного Христом искупления. Предлагается точка зрения, что искупление преследует для избранных – заместительную цель, для всего человечества – умилостивительную, для живой и неживой природы – восстановительную, и для всей вселенной – примирительную.

Характер Иисуса Христа: служение людям

«Служение людям – это неотъемлемая характеристика рожденного свыше человека. Служить ближнему – это святая обязанность каждого христианина!".  Именно такие слова мы с вами нередко слышим с кафедры и читаем в различных книгах.

Но давайте на минуточку остановимся, и зададим те острые вопросы, которые время от времени возникают в нашем сердце. Простите, если слова «возникают» и «нашем» во множественном числе задевают ваши чувства. Возможно, написанное ниже и не относится к вам. Но иногда я общаюсь с такими людьми, которые искренне пытаются разобраться в следующих вопросах:

  • Почему я должен служить людям, которые делают мне больно?
  • Почему я должен служить тем, для которых мой труд безразличен?
  • Могу ли я избирательно служить людям, предпочитая тех, кто мне нравится, как личности?

Непростые вопросы, не так ли? Интересно, как бы вы ответили на них человеку, который спрашивает вас без всякого лукавства?

Стоит признать, что иногда мы (простите, снова это «мы») ведем себя как доктринеры-сухари. У нас есть ответы на все вопросы. И если человек будет задавать подобные вопросы по служению, мы быстро его поставим на место словами: «Молись, постись, читай и кайся». И при этом будем искренне полагать, что уж после этих слов человек действительно начнет служить. Кто-то да начнет...

Знаете, как я ответил на эти вопросы моему другу? Когда я их услышал, я некоторое время молчал. Я думал о том, что подобные вопросы возникают и в моем сердце. После этого я сказал всего лишь одно слово, которое так дорого моему сердцу: «Христос».

Евангелисты пишут об Иисусе Христе следующее:

...Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Матф.20:28; Мар.10:45).

Эти слова сказаны Христом в контексте того, когда ученики рассуждали между собою, кто из них больше. Странно еще то, что споры о первенстве были на фоне свидетельства Иисуса о грядущих страданиях. Как-то цинично со стороны учеников думать о другом, а не о словах любимого Учителя, Который вскоре будет страдать.

Конечно, мы можем обвинять только Иакова и Иоанна в том, что они, а не другие ученики, задали вопрос о том, кто будет сидеть возле Христа в царстве. Но мы видим, что после их вопроса остальные ученики вознегодовали. Хочется верить, что вознегодовали они из-за того, что считали, как грешно думать о первенстве в такое тяжелое для Господа время, а не по другим причинам, например, потому что сами хотели сидеть по правую и левую сторону от Христа.

Но давайте вернемся к словам Иисуса Христа. На самом деле, Он дал гениальный ответ ученикам (ну а как по-другому?). Иисус не осуждает учеников за подобные вопросы. В качестве ответа Он просто указывает на Себя, говоря: берите пример с Меня. Другими словами ответ Господа можно пересказать так:

  • служите и тем, кто делает вам больно, потому Иисус им служил. Помните, скольким людям Он помог, как много добра им сделал. Тем не менее Он знал, что они будут в толпе тех, кто осуждает Его. Да и мы, положа руку на сердце, нередко сомневаемся в Божьей силе. А вы думаете это приятно нашему Господу? Но Он несмотря ни на что, продолжает служить нам.
  • служите и тем, для кого ваш труд не ценен. Иисус до сих пор служит этому миру через контроль над природой. Он посылает дождь и повелевает солнцу восходить над злыми и праведными (Мф. 5:45). Также Он занимается ходатайственным служением за верующих. А мы ведь знаем, что не все верующие в полной мере ценят искупительную жертву Христа.
  • служите всем, кого вам Бог посылает на вашем жизненном пути. Иисус Христос всем помогал, кто нуждался в Его помощи. Его сердце было открыто к страданиям других людей.

И никто не говорит, что все перечисленное просто делать. Еще как тяжело! Я не знаю таких служителей, которые говорят: «Я всегда всем хочу служить. Это вовсе не сложно». Напротив, я нередко слышу: «Служить всем тяжело! Иногда не хочется.»

Но я безмерно счастлив за жизнь Иисуса Христа. Ведь именно Его пример в полной мере стимулирует нас служить людям. Отношение Христа к людям одновременно обличает и вдохновляет христианина служить окружающим. Ведь такое отношение к окружающим свидетельствует о том, что любовь к Богу и любовь к ближнему являются неотъемлемой частью нашей жизни во Христе.

Перевод Писания - кропотливая работа. К примеру, на следующий один стих ушло несколько часов размышлений:

Прит. 21:12

Наблюдает[1] праведник за домом нечестивого,

повергающим[2] нечестивых в беду[3].

 
Наблюдает праведник

[1] מַשְׂכִּיל (маски́ль) – тот же корень, что «вразумляется» в предыдущем ст. В сочетании с предлогом לְ (ле) означает «проявлять внимание к чему-л., наблюдать» (HALOT, 1328). Скорее всего, подразумевается идея, что праведник проявляет осторожность, внимательно смотрит с почтительного расстояния и извлекает уроки.

[2] סִלֵּף (силле́ф) – «скручивать, искажать, опрокидывать» (HALOT, 758; BDB, 701). Смысл строки вызывает вопросы. (1) Синод. относит этот глаг. к нечестивым и воспринимает породу пиэль в фактитивном значении: «нечестивые повергаются/делаются поверженными». Однако это проблематично, так как глаг. стоит в ед.ч. (2) Многие относят глаг. к Богу: «Он опрокидывает/губит нечестивых», – либо противопоставляя первую строку второй: «праведник наблюдает, а Бог ниспровергает» (KJV), либо относя обе строки к одному лицу: «Праведный [Бог] наблюдает, ниспровергает» (NRSV, NIV, ESV; K-D, 6:314). Однако, поскольку термин «праведник» употреблен без артикля и во всех остальных случаях в Прит. относится к людям (Garrett, 181), еще один вариант перевода (3) относит обе строки к праведному человеку – судье или царю, который облечен властью, чтобы наказывать нечестивых (NASB). С грамматической точки зрения возможен также (4) вариант: прич. מְסַלֵּף (месалле́ф) рассматривается как атрибутив к сущ. בֵּית (бет, «дом»): «…за домом нечестивого, повергающим нечестивых в беду» (или другая интерпретация с теми же грамматическими отношениями: «…совращающим нечестивых к злу»). Дом в таком случае может восприниматься как семейство, «дом отца». Стоит также отметить, что LXX вместо слова «дом» содержит чтение «сердца»: «за сердцами нечестивых», что может предполагать текстульный вариант לִבּוֹת (BHS). И еще один вариант перевода

(5): прич. месалле́ф может рассматриваться как атрибутив к сущ.  רָשָׁע (раша́, «нечестивый»): «…за домом нечестивого, повергающего [других] нечестивых в беду» (или другая интерпретация: «…совращающего нечестивых к злу») (ср. употребление данного корня в Исх. 23:8; Втор. 16:19; Прит. 19:3).

[3] רָע (ра) – «зло», часто употребляется в значении «беда, несчастье, ущерб», напр., Авв. 2:9 (HALOT, 1252, vid. sub B.4).

Работает на Cornerstone