Экспозиционной проповеди недостаточно!

Для духовного пробуждения Божьего народа одной лишь экспозиционной проповеди недостаточно. Нужно что-то еще.

Размышляя над Книгой Неемии, можно сделать следующее наблюдение. В заключительной части этой книги (гл. 8–13) описываются усилия духовных лидеров – священника Ездры и «губернатора» Неемии – по наведению порядка в духовной жизни Божьего народа. И в этих главах прослеживается такая закономерность:

 

  1. 8 гл. – чтение и объяснение закона Божьего, так что «народ понимал прочитанное». Как раз в этом и состоит цель и назначение экспозиционной проповеди – объяснить Слово Божье, чтобы народ понял, что Господь говорит и что это означает.
  2. 9 гл. – покаяние духовных лидеров (глав поколений левитов) в ответ на прочитанное. Духовные лидеры каются от лица всего народа, но свою вину они признают в первую очередь, поскольку именно от их служения зависело исполнение или неисполнение закона народом.
  3. 10 гл. – принятие решений по исполнению прочитанного, т.е. внедрение новой «философии служения» в духовную практику народа.
  4. 13 гл. – противостояние тем, кто не подчиняется прочитанному. Неемия противостоит священнику (ст. 4) и делает выговор другим начальствующим при храме (ст. 11).

 

В связи с этим мне подумалось, что один только первый пункт без последующих трех просто не будет работать. Если наладить в церкви экспозиционную проповедь, но за этим не последует покаяние духовных лидеров, принятие новой философии служения и конфронтация с неправедными, то одна только экспозиционная проповедь окажется недостаточной. Сама по себе она не приведет к духовному пробуждению. Люди просто начнут воспринимать экспозиционную проповедь как изменение стиля или формы служения, при этом их жизнь останется прежней. Мол, раньше у нас проповедовали так, а теперь по-другому, ну и ладно! Таким образом, в деле духовного пробуждения церкви экспозиционная проповедь -- это не конечная цель, а лишь первый шаг.

Бог хочет от своего народа большего. Но возможность этого большего упирается в наличие таких благочестивых и принципиальных людей, как Неемия. Станете ли вы таким для Божьего народа?

Дела любви

В романе Чарльза Диккенса «Холодный дом» есть история об одной женщине-христианке, которая регулярно посещала людей с целью благовестия. Она проводила с ними воспитательные беседы на тему религии и с наигранной веселостью отмахивалась от их нескрываемой враждебности. Проблема была в том, что она совсем не сострадала этим людям и не обращала внимания на их нужды.

Однажды она пришла в дом кирпичника, который жил в ужасной нищете, любил выпить и во время запоев частенько поколачивал свою жену. Благовестница, рассевшись на стуле, упрекала жителей бедно обставленного и неубранного дома за то, что они пьют грязную воду, не читают религиозные книжки, которые она им оставляла, и не ходят в церковь. При этом она не вникала в то, что чистой воды у них нет, на уборку дома не хватает ни сил, ни времени из-за маленьких детей, читать они не умеют, а в церкви их никто не ждет. Между этой женщиной и ее не очень довольными слушателями ощущался непреодолимый барьер. Устами одной из героинь романа Диккенс описывает, что произошло после очередной едкой реплики со стороны кирпичника:

Миссис Пардигл, глядя на него сквозь очки с напускной невозмутимостью, рассчитанной, как мне казалось, на то, чтоб обострить его неприязнь, вынула назидательную книжку с таким видом, словно это был жезл полицейского, и «арестовала» все семейство. Я хочу сказать, что, принуждая бедняков слушать религиозное поучение, она вела себя так, словно была неумолимым блюстителем нравственности, тащившим их в полицейский участок[1].

Выполнив свой «евангелизационный долг», миссис Пардигл убралась восвояси, оставив бедных жителей все в той же бедности, а грязный дом все в той же грязи. И уже после ее ухода выяснилось, что на протяжении всей беседы жена кирпичника в невыразимой скорби держала на руках… тельце своего умершего малютки. Тягостное впечатление от этой неправильной, несправедливой, бесчеловечной сцены несколько скрашивается двумя другими героинями, которые задержались в доме кирпичника, помогли похоронить ребенка и прибраться в доме, проявили доброту и сострадательность, тихо прошептали скорбящей женщине слова Спасителя о детях, а спустя время еще раз навестили эту семью и оказали им помощь.

К сожалению, иногда мы бываем похожи на миссис Пардигл, щедро расточая вокруг себя нравоучения и выполняя формально правильные религиозные действия, но не замечая нужд других людей, не помогая им конкретными делами и не проявляя к ним сострадания. Делая так, мы поступаем не по любви, ведь «любовь милосердствует». Таково следующее качество любви, которое апостол Павел называет в Первом послании к коринфянам, и именно о нем пойдет речь в данной главе.

Любовьмилосердствует… (1 Кор. 13:4б).

Нам предстоит ответить на следующие вопросы: что такое милосердие? В чем оно проявляется? Какой пример милосердия мы находим во Христе? Как это применить в семье и церкви?

 

[1] Диккенс Ч. Холодный дом (гл. VIII: Как покрывают множество грехов).

Апостол Павел указывает на три разные категории людей, встречающихся в церкви, и говорит, как нужно поступать с каждой из них:

Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем (1 Фес. 5:14).

Первую категорию он называет «бесчинными». Бесчинные – это люди, которые нарушают чин, то есть общий порядок[1]. Когда все стоят в строю, они выходят из строя. Они считают себя вправе не подчиняться общим правилам. Это люди бунтарского склада, которые живут по принципу: «Вся рота идет не в ногу, один поручик идет в ногу». Они часто бывают недовольны. Про таких говорят: «А Баба Яга против!» Как же нужно относиться к таким людям в церкви? Их нужно «вразумлять», то есть помогать им понять, что их поведение на самом деле движимо гордостью, не созидает церковь и неугодно Христу.

Будьте долготерпеливы ко всем

Вторая категория людей называется «малодушными». Малодушные – это люди, которые быстро теряют присутствие духа[2]. Когда в наследство раздавали смелость, их забыли упомянуть в завещании. Они легко впадают в панику, когда угрожает опасность, быстро унывают, когда сталкиваются с трудностями, и вообще склонны к тревоге и страху. Таких людей нужно «утешать», чтобы помочь им справиться со страхами и унынием. Нужно помогать им обрести источник надежды в Иисусе Христе и Божьих обещаниях.

Третья категория – «слабые». Это люди, которые быстро сдаются[3]. Если их отправить в дорогу, они остановятся на полпути и не дойдут до конца. Их можно сравнить с механическими часами, у которых быстро заканчивается завод, и их нужно снова и снова подкручивать. В отличие от малодушных, которые боятся всего нового, эти люди с энтузиазмом берутся за новое дело, однако теряют пыл и вскоре бросают начатое. Если поставить их на правильные рельсы, они будут двигаться в нужном направлении, но недолго. Они начинают читать Библию каждый день, но через две-три недели возвращаются к прежнему нерегулярному чтению. Начинают молиться – и вскоре бросают. Начинают бороться с грехом, но их не хватает надолго. Принимаются за какое-либо служение, но через короткое время ослабевают и оставляют его, увлекшись чем-то другим. Как нужно относиться к таким людям? Их нужно «поддерживать». То есть нужно подставлять свое плечо, помогая им двигаться в правильном направлении.

Итак, церковь состоит из разных людей, у каждого из которых есть свои слабости и недостатки. Одних нужно вразумлять, других – утешать, третьих – поддерживать. Однако ко всем требуется быть великодушным: «…будьте долготерпеливы ко всем». Нужно вмещать в свое сердце всех людей с их неровностями, выступающими углами и колючками. Именно так поступает любовь, которая долготерпит.

 

[1] Ср. BDAG. P. 148.

[2] Ibid. P. 703.

[3] Ibid. P. 142–143.

Недавно вышло новое издание книги "Малые группы: Теория и практика". Делюсь небольшим отрывком

Домашние собрания христиан в Новом Завете

Писание неоднократно указывает на то, что внутри поместных церквей могли существовать более-менее обособленные группы верующих, которые регулярно встречались вместе. Чтобы увидеть это, обратим внимание на несколько фраз, которые в Новом Завете относятся к домашним собраниям христиан: «по домам», «домашняя церковь», «святые, которые с ними» и др.

Домашние собрания христиан в Новом Завете

«По домам»

В первую очередь необходимо обратить внимание на фразу «по домам» (греч. κατˊ οἴκους [кат о́йкус] или κατˊ οἴκον [кат о́йкон]), которая сама по себе, в функции обстоятельства места, встречается в Новом Завете всего четыре раза, и только в Деяниях апостолов.

Впервые о домашних собраниях христиан мы узнаем из Деяний апостолов 2:46: И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца… Сразу же после своего появления христианская церковь стала собираться в двух местах: в храме и по домам. Довольно долгое время она состояла только из иудеев и от иудаизма себя не отделяла. Первые христиане имели все основания продолжать считать себя иудеями в полном смысле этого слова. От остальных иудеев их отличало только то, что они приняли Мессию, тогда как неверующие иудеи Его отвергли. Поэтому, следуя иудейскому обычаю, церковь продолжала собираться в иерусалимском храме. Однако, вместе с тем, они встречались и по домам, разделяя друг с другом пищу и часы общения. Дом и семья – самые маленькие естественные ячейки в структуре любого общества, поэтому неудивительно, что центром христианского общения стали именно они.

В этом стихе обращает на себя внимание еще один интересный момент: преломление хлеба во время домашних собраний. «Преломляя хлеб» здесь относится не к вечере Господней, о которой сказано выше, в 42-м стихе, а просто к вкушению пищи: «…преломляя по домам хлеб, принимали пищу…» Точно так же преломлял хлебы Иисус, когда подавал их ученикам для насыщения пяти тысяч человек (Мк. 6:41), когда остался на ночлег с учениками, направлявшимися в Еммаус (Лк. 24:30), и во многих других случаях. И тем не менее, это не банальное замечание. Преломлять хлеб – значит делить его на нескольких человек. Следовательно, речь идет о том, что верующие делились друг с другом пищей и, таким образом, служили друг другу каждый тем, что имел. Фраза «в простоте сердца» здесь подразумевает щедрость: они делились друг с другом щедро, ничего не утаивая. Результатом такой заботы друг о друге было «веселье».

Но ограничивались ли первые домашние группы простым общением и заботой христиан друг о друге? Ответ на этот вопрос мы найдем в Деяниях 5:42, где фраза «по домам» встречается во второй раз, и снова по отношению к иерусалимской общине: И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе. Из этого стиха очевидно, что как во время храмовых богослужений, так и во время домашних собраний христиане особое внимание уделяли учению и благовестию. Под словом «учить» традиционно понимается систематическое изложение библейских доктрин и изучение Слова Божьего, чаще для верующих[1]. Под словом «благовествовать» обычно имеется в виду провозглашение Благой вести о спасении, которое направлено на неверующих[2]. На первых домашних общениях присутствовало и учение, и благовестие.

 

[1] Ср. A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature. 3rd ed. / Ed. Dunker F., Bauer W., Arndt W., and Gingrich F. Chicago: University of Chicago Press, 2000. P. 241. Далее – BDAG. Апостол Павел полтора года занимался систематическим обучением верующих в Ефесе: «И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию» (Деян. 18:11).

[2] BDAG. P. 402. К примеру, Павел пишет: «Притом я старался благовествовать не там, где [уже] было известно имя Христово…» (Рим. 15:20).

Характер Иисуса Христа: упование на Бога Отца

В жизни Иисуса Христа есть несколько ярких девизов, которые хорошо характеризуют Его земное служение. Первый звучит: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже» (Евр.10:9). Второй: «Я буду уповать на Него» (Евр.2:13). О том, как Иисус исполнял волю Божью мы уже говорили в предыдущих статьях. Сегодня же мы в кратком изучении сконцентрируем свое внимание на то, как Иисус доверял и уповал на Бога.

Упование Иисуса Христа на Бога Отца было очевидно для всех, включая его врагов, которые во время крестных мучений Господа говорили: «…уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» (Матф.27:43). Замечательное свидетельство о жизни нашего Господа, не так ли? Мы восхищаемся силой воли Иисуса Христа! Но вопрос, который нам нужно поставить себе, заключается в следующем: могут ли то же самое сказать о нас неверующие друзья, родственники, а то и гонители? Как мы себя ведем в трудных обстоятельствах жизни: надеемся на плоть или на Бога?

Когда мы с вами говорим о доверии Богу, что мы подразумеваем под этим словосочетанием? Очевидно, что доверие – это не просто абстрактное существительное, которым нужно прикрываться, когда нам плохо. Признайтесь, что на вопрос людей: «Что ты делаешь в сложившихся обстоятельствах?» вы, чтобы не казаться плохим верующим, иногда отвечаете: «Ну как это что? Доверяю Богу!» И возможно, это действительно так и есть, но в данном случае доверие сопровождается различными тягостными мыслями.

Доверие – это также и не всегда отсутствие страха. Звучит парадоксально. Но заметьте, страх перед чем-то возникает нередко из-за отсутствия опыта. Лучше представлять себе доверие Богу как оружие, которым нам нужно пользоваться в трудных обстоятельствах жизни. И чем чаще мы используем это оружие, тем больше положительного опыта мы набираемся и тем меньше страх переполняет наше сердце.

На днях я услышал новость об одной знакомой мне верующей семье. Это хорошие христиане, жизнь которых я охарактеризовал бы одной фразой: служители Бога. И вот на днях, когда они поехали на богослужение всей семьей, их квартиру ограбили. Сложно представить, что они чувствовали и какие эмоции переполняли их сердце. Но я точно знаю, что в сложившихся обстоятельствах эта семья полностью доверилась Богу.

Доверие Богу непосредственно связано со знанием того, что Бог за тебя. Он поддерживает тебя и не желает, чтобы ты усомнился в Его верности. Именно так было в жизни Иисуса Христа. Он прекрасно понимал, что делает то, что угодно Богу. Следовательно, в таких обстоятельствах Иисус мог полностью положиться на Бога, доверяя Ему плоды Своего служения и защиту от врагов.

Вы можете внимательно проанализировать каждый момент жизни Христа и уверяю вас, вы увидите, что Он всегда уповал на Бога. Одному только этому качеству можно посвятить целую книгу, не говоря уже о других характеристиках Его характера.

Признаком доверия Богу безусловно есть молитва. Иисус выражал Свое доверие Богу через молитвенное общение с Ним. Этому благословенному занятию Он уделял очень много времени. Давайте мы кратко посмотрим несколько примеров-принципов, когда упование Христа на Бога было необходимым элементом Его земного существования.

  • Иисус Христос уповал на Бога в служении. Например, процесс избрания учеников начался с ночной молитвы (Лук.6:12,13). Поведение Христа в таком случае по меньшей мере вызывает недоумение: зачем молиться, если Он знал, кто будет Его учеником. Он знал даже того, кто Его предаст. Одним из возможных ответов заключается в том, что Иисус ярко осознавал Свою зависимость от Бога. И это выражалось в Его регулярных молитвах. Немаловажно и то, что личное общение со Своим Отцом Иисус ставил на первое место в земном служении. И для нас поведение Христа является хорошим примером того, как нам нужно себя вести перед тем, когда мы собираемся приняться за новое служение или когда уже длительное время находимся в служении. Дорогие читатели, можете ли вы сказать о себе, что вы всегда понимаете свою зависимость от Бога и избегаете всякого рода самоуверенности в своем служении?
  • Иисус Христос доверил Богу Своих учеников. Содержание большинства молитв Иисуса нам неизвестно. Но молитва, которая описана в Иоанна 17 приоткрывает нам завесу доверительных отношений Иисуса с Отцом. Что интересно, большая часть молитвы посвящена заступничеству за Своих учеников. Он в буквальном смысле предает учеников заботе Отца (17:11). Кроме того Иисус молится и о тех миллионах верующих, включая нас с вами, которые уверуют в мессианство Господа (17:20). Уверен, что многие члены церкви нуждаются в молитвах своих служителей. Да и служители нуждаются в молитвах членов церкви. Друзья, молитесь ли вы о своих служителях? Облегчаете ли их боль своими молитвами?
  • Иисус Христос уповал на Бога, потому что знал о Своем предназначении. Сразу вспоминается история с бурей на озере. Евангелисты так ее описывают: «И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою». А вот как они описывают эмоции Христа: «А Он спал на корме на возглавии» (Мар.4:37,38; Лк. 8:23). Можно много выводов сделать с этой истории. Но лично меня интересует поведение Христа во время бури. Во-первых, мы видим, что у Него был достаточно крепкий сон. Подозреваю, что в этом некоторые верующие мужчины готовы со всем усердием подражать нашему Господу. Во-вторых, скорее всего Его спокойствие во время бури было обусловлено полным доверием Богу и пониманием Своего предназначения. Христос знал, что ни Он, ни Его ученики не погибнут в этот час. Я уверен, что нам не нужно беспокоиться о времени своей смерти. Я думаю, нам нельзя допускать мысли о том, что мы можем умереть преждевременно. У каждого из нас есть свое предназначение. И пока мы его не исполним – мы будем живы.
  • Иисус Христос много молился. В синоптических евангелиях написано: «И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине...» (Матф.14:23; Мар.6:46; Лук.9:18). Господь всегда понимал важность служения людям. Но еще больше Он осознавал, что молитву нельзя заменить служением. Роберт Ло пишет: «Как хорошо нашему Господу была известна сила молитвы веры! Он так дорожил ею и порой, не доверяя мысли о том, что краткосрочная молитва способна принести должный эффект, Он предавался этому занятию продолжительное время» (Внутренняя жизнь Христа, 245). Драгоценные друзья, подражаете ли вы в таких молитвах своему Господу Иисусу Христу? Не пренебрегаете ли временем поклонения? Как часто вы прежде своих мыслей по решению какого-то вопроса вверяете свою нужду Богу?

Я хотел бы и далее продолжить рассуждать о том, как Иисус доверял Богу, но боюсь, что обильное количество текста может отпугнуть вас. Для всего свое время. Напоследок же замечу, что эффективность доверия зависит от действия. Мы не сможем доверять, если не будем действовать. Поэтому используйте все те возможности, которые у вас есть для того, чтобы качество вашего доверия Богу возрастало.

Всякий раз, когда вы сталкиваетесь с трудной ситуацией в жизни – обращайте свой взор в небеса и воспитывайте благословенное качество доверия и упования на славного Царя. Так как Бог является нашим любящим Отцом, логично со стороны Его детей обращаться к Нему в час нужды. Он не отвергнет свое дитя. Помните об этом всегда (Лук.11:13).

Давайте мы вместе прислушаемся к словам автора послания к Евреям: «Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние» (Евр.10:35).

Максим Король

Работает на Cornerstone