Воспитание от родителей, а спасение от Господа!

В свое время я был страстно убежден в том, что если дети верующих родителей ведут нехристианский образ жизни, значит в этом виноваты их родители. Такой взгляд у меня сформировался благодаря бесчисленным проповедям, которые я слышал по этой теме.

В основном проповедники акцентировали внимание на том, как родителям важно воспитывать своих детей в учении Господнем. И если родители будут правильно воспитывать своих детей, то последние будут более отзывчивыми на призыв Божий в отличие от тех детей, которые никогда не слышали о Боге.

Не то, чтобы эти проповедники считали, что спасение в большей части зависит воспитания. Конечно, они неоднократно говорили, что только Бог спасает. Но при этом на воспитании детей делался особый акцент, что поневоле создавалось впечатление, что воспитание способствует обязательному спасению.

Так меня учили. И так я думал много лет. Переосмысление пришло благодаря изучению Писания. Именно в нем я увидел, что не всегда дети верующих родителей ведут благочестивый образ жизни подобно своим родителям. В качестве примера давайте мы кратко посмотрим на жизнь Манассии.

Манассия был сыном Езекии (4 Цар. 20:21), который в двенадцатилетнем возрасте воцарился после смерти своего отца (4 Цар. 21:1). Жизнь царя Манассии показывает нам, как грех может прочно засесть в сердце ребенка, у которого был благочестивый отец. Даже наличие богобоязненного отца не является гарантией того, что ребенок будет поступать по примеру своего родителя.

Нам не известно, сколько лет было Манассии, когда Езекия устроил масштабную чистку от идолопоклонства в народе. Но несомненно, молодой царь слышал о том, что его отец отменил места поклонения идолам и истребил медного змея, с которого евреи сделали культ для поклонения (4 Цар. 18:3-4). Ему также из летописей было известно, что Езекия уповал на Бога Израиля, «не отступал от Него и соблюдал заповеди Его» (4 Цар. 18:5а, 6). Автором четвертой книги Царств дается очень высокая характеристика этому царю: «и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него» (4 Цар. 18:5б).

К сожалению, Манассия не был таким. Получив большую власть, он берет пример со своего отца только в одном – в страстном желании трудиться. Только его страсть направлена не на прославление Бога, а на возвеличивание дьявола. Посмотрите, что написано о деяниях Манассии:

И делал он неугодное в очах Господних, [подражая] мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, как сделал Ахав, царь Израильский; и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему. И соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь: "в Иерусалиме положу имя Мое". И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня, и провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его. И поставил истукан Астарты <…> и совратил их Манассия до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых. Еще же пролил Манассия и весьма много невинной крови, так что наполнил [ею] Иерусалим от края до края, сверх своего греха, что он завлек Иуду в грех - делать неугодное в очах Господних (4 Цар. 21:2-7а, 9, 16).

Поразительно, сколько усилий предпринимал Манассия для того, чтобы прогневить Бога. Такое количество греховных дел занимает почетное место в списке дьявола касательно своих любимцев. Мы видим, что Манассия ревностно поклонялся дьяволу. Уоррен Уирсби пишет, что «Манассия стал самым грешным царем в истории Иудеи, грешным настолько, что его считают виновным в падении южного царства (4 Цар. 24:3; Иер. 15:1-4)».[i] Он методично проводил все изменения в религиозной политике своего отца. Вначале он восстановил все жертвенники идолам, потом посвятил своих сыновей этим же идолам (2Пар.33:6), а после и привлек весь народ к идолопоклонству (2 Пар. 33:9).

Неудивительно, что позже сын Манассии Аммон вел такой же нечестивый образ жизни, как и его отец:

И воцарился Аммон, сын его, вместо него. Двадцати двух лет был Аммон, когда воцарился, и два года царствовал в Иерусалиме <…> И делал он неугодное в очах Господних так, как делал Манассия, отец его; и ходил тою же точно дорогою, которою ходил отец его, и служил идолам, которым служил отец его, и поклонялся им, и оставил Господа Бога отцов своих, не ходил путем Господним» (4 Цар. 21:20-22).

Что может быть хуже для родителей, чем после себя оставить детей, которые своей жизнью будут попирать все Божьи уставы? Езекия об этом так и не узнал. Манассия же своими действиями делал все возможное, чтобы его сын пошел по его стопам. Любовь к идолам была заложена в ребенке с самого детства.

К счастью, история с Манассией на этом не заканчивается. Автор второй книги Паралипоменон показывает нам Божье милосердие, которое было проявлено идолопоклоннику царю. После того, как ассирийцы пленили Манассию (2 Пар. 33:11), он осознал свои ошибки, «и в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих» (2 Пар. 33:12). Бог принял его покаяние: «…и [Бог] преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог» (2 Пар. 33:13).

Если раньше Манассия со всей страстью восстанавливал поклонение идолам, то теперь с еще большим усилием, он начал разрушать жертвенники идолам. Плоды его покаяния проявились сразу же по возвращению в Иерусалим:

…и низверг чужеземных богов и идола из дома Господня, и все капища, которые соорудил на горе дома Господня и в Иерусалиме, и выбросил их за город. И восстановил жертвенник Господень и принес на нем жертвы мирные и хвалебные, и сказал Иудеям, чтобы они служили Господу Богу Израилеву (2 Пар. 33:15-16).

Самое время сейчас воздать славу Богу, Который не отворачивается от человека, признающего свою греховность. Воистину наш Бог «…человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный…» (Исх. 34:6)!

История с Манассией учит нас сохранять верность Богу во всех обстоятельствах жизни. Учитывая, что у него был благочестивый отец - Езекия, мы можем предположить, что тот воспитывал своего сына в страхе Божьем. Но на Манассию не произвело никакого впечатления рассказы отца. Он начал поклоняться идолам. И в первой половине своей жизни он был неверен Богу.

Также мы видим проявление Божьего гнева, милости и благодати по отношению к провинившемуся царю. Это показывает нам, что никогда не поздно раскаяться перед Богом за свои грехи.

И последнее, пример родителей влияет на детей. Несмотря на то, что Манассия покаялся в своих грехах и восстановил поклонение истинному Богу, сознанию его сына Амона был нанесен непоправимый ущерб. Амон с раннего детства помнил негативный пример своего отца. Поэтому о нем написано: «И не смирился пред лицем Господним, как смирился Манассия, отец его; напротив, Амон умножил [свои] грехи» (2 Пар. 33:23).

Воспитание воспитанием, а спасение от Господа!

Максим  Король

 

[i] Уирсби, Бытие - 2Паралипоменон, 979.

Когда же у нас будут хорошие проповедники, глубокие писатели и евангельские ученые?

Нередко от людей можно услышать заслуженные восхитительные отзывы о западных проповедниках / авторах / ученых современности. Некоторые верующие в отчаяньи заламывают руки, и взывают в пустоту фейсбучного мира: "Господи, ну почему у нас нет таких ученых / проповедников / писателей?"

Что интересно, когда задаешь вопрос таким страдальцам, в чем же, по их мнению, причина популярности таких проповедников, то зачастую слышишь ответ: "Потому что его благословляет Бог".

И вот после такого ответа складывается впечатление, что отечественное христианство находится чуть ли не под Божьим проклятием. Ведь, по мнению некоторых людей, у нас же нет таких благословенных проповедников и писателей. (Кстати, я знаю людей, которые считают, что у нас никогда не будет качественных проповедников.)

Но когда мы говорим о том, что причиной популярности проповедников является только Божье благословение, то неужели эту причину мы можем отнести и к известным лжеучителям? Они ведь временами гораздо популярней многих евангельских ученых.

Анализируя гений (если так можно выразиться) известных христианских личностей, я заметил, что свою христианскую популярность они приобрели уже в зрелом возрасте (начиная с 35-40 лет). Я не отрицаю Божьего замысла касательно их жизни, но очевидно, что что-то предшествовало их популярности. Они не стали глубоко мыслящими людьми в одночасье. Мы понимаем, что существуют и другие факторы популярности описанной выше категории людей.

Какие же факторы можно выделить?

  1. Серьезное духовное образование.
  2. Регулярная дисциплинированность.
  3. Финансовая поддержка.
  4. Духовная и физическая зрелость.
  5. Основной вид занятости - преподавание и исследование Библии.
  6. Богатая богословская традиция.
  7. Природные и духовные способности.
  8. Наличие пиар-команды.
     

Эти пункты прежде всего характеризируют евангельских проповедников и ученых западных стран.  Но если мы внимательно проанализируем наш отечественный контекст, то нетрудно будет заметить, что у нас есть немало христиан, у которых академический уровень не ниже, чем у известных нам людей. Они пишут исследовательские труды, проповедуют, преподают и т. д. И если мы о таких людях мало знаем, потому что их проповедей нет в ютюбе, то это не означает, что у нас нет хороших проповедников и ученых.

Почему нам мало-что известно о евангельских исследователях в отечественном христианстве? Или почему те, кто восхищаются "экранными" проповедниками, в упор не замечают отечественных проповедников?

Основная причина, на мой взгляд, заключается в том, что со стороны духовных потребителей существует определенное предубеждение к отечественным служителям. Зачастую предубеждение связано с противопоставлением отечественного западному. Мол, на западе лучшее.  Но такое мнение лишь отчасти верное.

Действительно, западная протестантская традиция гораздо богаче в интеллектуальном плане, чем отечественная. Ну а как может быть по-другому? Отечественной традиции от силы больше 150 лет (если говорить о баптистском движении). Большая часть существования евангельского движения прошла в гонениях и притеснениях. О каких библейских исследованиях в этот период может идти речь? Западная же традиция развивается на протяжении 500 лет (если не больше). За это время протестантская церковь «родила» множество евангельских ученых мирового уровня, которые повлияли и продолжают влиять и на отечественное христианство.

Но также стоит признать, что многим (не всем) отечественным служителям понадобится еще много лет для того, чтобы достичь уровня известных евангельских западных ученых.  Такое заключение основано как на объективных, так и на субъективных наблюдениях.

Объективные наблюдения:

  • отсутствие времени для академических штудий (основное время занимает работа на предприятии);
  • отсутствие хорошего духовного образования;
  • нежелание изучать исторические богословские традиции;
  • невостребованность со стороны церкви;
  • нет пиар-команды (реклама).

Субъективные наблюдения:

  • служители не прилагают достаточно стараний для академического роста;
  • лень глубоко исследовать Библию и писать серьезные труды;
  • стеснительность в публикации своих исследований;
  • неуверенность в своих силах;
  • основное время занимает пасторская забота о церкви.

Кстати, самое время вспомнить о парадоксе. Некоторые популярные отечественные проповедники стали известными не за счет глубоких разъяснительных проповедей и серьезных исследований, а благодаря хорошей работе пиар-команд. Из-за этого у части христианского сообщества складывается мнение, что именно те проповедники, которых они знают и являются асами своего дела.

В то же самое время, действительно хорошие проповедники и исследователи известны только на местном уровне в большей части по той причине, что у них нет специальных пиар-команд и др. Можно было бы больше об этом написать, но уже пора закругляться.

Дорогие читатели, поддерживайте отечественных евангельских проповедников / авторов / ученых. Молитесь о том, чтобы в наших странах Бог продолжал взращивать и созидать поколение ученых, которые будут хорошими служителями Церкви Христовой.

Король Максим

Баланс в служении христиан в доме и церкви

В этой небольшой статье мне хочется напомнить каждому члену церкви важность соблюдения баланса в служении христиан в своем доме и церкви. Стоит признать, что нередко этот баланс нарушен.

Есть реальные примеры, когда дети ничего не хотят слышать о вере и посещении церкви. Одной из причин является игнорирование родителями заповеди воспитания своих детей в учении Господнем.

Многие жены находятся в постоянных нервных срывах из-за того, что воспитание детей ложится на их плечи. В то же время их мужья днями напролет служат в поместной общине, занимаясь своими пасторскими обязанностями.

Приходилось слышать и о женах, которые пренебрегали супружескими и материнскими обязанностями из-за того, что служение в церкви занимало большую часть их времени.

Когда я был молодежным руководителем, то нередко родители жаловались мне на своих детей, что те целыми днями «пропадали» в церкви и занимались различными служениями. В то же самое время они игнорировали помощь по дому и уход за своими ближними.

Таким образом мы видим, что не все христиане понимают важность служения Богу в своем доме. Часть христиан считает, что служение в доме Божьем приоритетней служения в семье. Другие же и вовсе забыли о том, что такое служение в поместной общине. Из-за нарушения баланса в служении может страдать как церковь, так и семья.

Если мы посмотрим в Священное Писание, то увидим, что служение в церкви ничуть не важнее служения в своей семье.

  • Жены и матери обязаны следить за домом и хозяйством (Прит. 31).
  • Мужья и отцы обязаны заниматься воспитанием детей (Еф. 6:4).
  • Дети обязаны слушаться своих родителей (Еф. 6:1-3).

 

В то же самое время нужно понимать, что Бог перед членами церкви ставит следующие задачи касательно служения в доме Божьем (или вне него):

  • Пастора обязаны пасти Божье стадо (1 П. 5:2).
  • Опытные жены обязаны учить молодых сестер (Тит. 2:4).
  • Члены церкви обязаны помогать друг другу в преодолении различных испытаний (Гал. 6:2).

 

Это не весь перечень обязанностей служения в доме и церкви. Моей задачей является кратко проиллюстрировать вам, что служить Богу нужно не только в собственном доме, но и в церкви; и не только в церкви, но и в своем доме.

Не подумайте, дорогие читатели, что я сомневаюсь в том, что вы знаете как важно соблюдать баланс в служении. Уверен, среди вас есть много тех, кто старается служить Богу мудро в церкви и семье. Но согласитесь, всем нам нужно следующее напоминание предостерегающего характера:

Если мы будем превозносить служение в церкви над служением в доме, тогда нам не избежать проблем в семейных отношениях.

Если мы зациклимся только на служении в собственном доме, то каким образом мы сможем созидать поместную церковь?

Пусть Бог благословит нас придерживаться библейских принципов служения в семье и церкви.

Максим Король

 

Суета, тщета или пар?

 

Суета сует

Ключевой для Книги Екклесиаста термин הֶבֶל (э́вель) в исходном значении относится к «пару» или «дыханию». Этот вариант предлагается первым в наиболее авторитетном на сей день словаре Кёлера и Баумгартнера[1]. Сходные значения можно наблюдать в родственных языках: в средневековом иврите и иудео-арамейском наречии – «дыхание, пар»; в сирийском – «пыль»; в мандейском – «дыхание, пар»; в арабском – «пар»; в восточно-арабском, эфиопском и египетском – «ветер»[2]. В нашем переводе мы постарались сохранить этот яркий и ёмкий образ везде, где это возможно.

Фраза הֲבֵל הֲבָלִים (аве́ль авали́м) представляет собой существительное הֶבֶל, «пар», в сопряженном сочетании с таким же существительным множественного числа, т.е. букв. «пар паров». Подобная конструкция в древнееврейском языке выражает превосходную степень какого-либо качества. Ее можно расшифровать примерно так: «наибольший пар из всех паров» (ср. «песнь песней» = наилучшая песня; «царь царей» = наивысший царь). В нашем переводе усиление качества передано при помощи эпитета «невесомый»: «невесомый пар».

Образ пара используется в Писании как символ кратковременности, недолговечности, ненадежности[3]. Возможно, Иаков косвенно ссылался как раз на Книгу Екклесиаста, когда говорил: «…ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4:14). Поскольку все скоротечное и кратковременное не имеет вечной ценности, эту же идею можно передать следующим образом: «наибольшая тщета из всех тщет», то есть «наивысшая тщета».

 

[1] HALOT. P. 236–237.

[2] Ibid.

[3] Ср. Glenn D. Ecclesiastes // The Bible Knowledge Commentary: An Exposition of the Scriptures / Ed. Walvoord J. and Zuck R. Wheaton, IL: Victor Books, 1985. Vol. 1. P. 976.

_______________________________

Заказать книгу:

1) На сайте Время благодати

2) Заказать несколько книг почтой

Зачем молиться, если Бог Всезнающий?

Я уверен, что каждый христианин рано или поздно задается этим вопросом. Если вы не из числа этих людей, то поздравляю, - с моей помощью вы уже стали теми, кто подумал: «А действительно, зачем молиться Богу, если Ему уже все известно до того, как я подумал, о чем я собираюсь просить Его в молитве?»

Кто-то может осудить за саму попытку задавать подобные вопросы. Создается впечатление, что человек сомневается в авторитете Библии, которая утверждает практику молитв для верующих.

Тем не менее в данном контексте нам следует задаться вопросом согласования следующих стихов Библии:

«…ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Матф.6:8).

«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом…»  (Еф.6:18).

С одной стороны, мы видим, что Бог все знает (Мф. 6:8), с другой - священнописатели неоднократно просят молиться церковь об их служении и текущих нуждах (Еф. 6:18).

Сразу оговорюсь, нет никакого противоречия в вышеприведенных стихах из Библии. Более того, я как и каждый из вас убежден в том, что нам молиться нужно. И вот почему:

Молитва нужна не Богу, а нам!

Молитва – это средство Божьей благодати, через которое Он влияет на жизнь верующего человека. Да, Богу известны все наши помысли, но нам неизвестны Его решения.

Мы знаем, что Он рядом с нами, но именно молитва помогает нам ощутить Его присутствие.

Если кратко показать значение молитвы для христианина, то это можно выразить в следующих пунктах:

  • Молитвой мы прославляем Бога

«Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя» (Дан.2:23).

  • Молитва помогает нам преодолевать искушения и испытания

«…и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Матф.6:13).

«…встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лук.22:46).

  • Молитва о ближних свидетельствует о нашей любви к ним

«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых…» (Еф.6:18).

  • Молитва помогает нам доверить Богу результат

«Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах» (Кол.4:3).

  • Через молитву мы общаемся с Богом

«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое…» (Матф.6:9)

  • Молитва – это признак полного доверия Богу

«Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян.14:23).

Дорогие братья и сестры, давайте мы не будем ослабевать в наших молитвах! Благослови вас Бог.

Максим Король

Работает на Cornerstone