Николай Лелиовский для Тео(Б)логия
Вначале автор предлагает три описания божественного откровения в прошлом.
Бог говорил “отцам в пророках”. Конечно, термин «отцы», как правило, является обозначаем ВЗ патриархов: Авраама, Исаака и Иакова, но по всей видимости автор использует этот термин в более широком значении, включая в него «весь Божий народ в эпоху старого завета». Эти Ветхозаветные святые получали Божье откровение через пророков. Кто такой пророк: хорошим и лаконичным определением этого, является тот, кто получает и провозглашает слово Господне, при непосредственном участии Святого Духа.
Еще одной характерной чертой этого откровения в эпоху ВЗ была его частичность (“так как полумерос стоит перевести как по частям, а не многократно). О каких частях Божьего откровения идет речь? например, можно вспомнить о Божьем обетовании в Едемском саду (Быт. 3:15); Божьем обетовании благословения через Авраама (Быт. 12:1-3); о Царе, от правнука Авраама (Быт. 49:10); Пророке, Который будет возвещать Слово Божье
(Втор. 18:15); Царе из рода Давидова (2 Цар. 7:12-16); Священника на царском престоле (Зах. 6:12). Богословы до сего дня пытаются собрать все эти кусочки воедино.
Это откровение было не только частичным, но и «многообразным». Каким образом Бог говорил в эпоху ВЗ? Иногда во снах и видениях; иногда в горящем кусте, или даже через осла языческому пророку. Все это указывает на большое разнообразие Божьего откровения в ВЗ.
Во-вторых, Бог говорил “издревле.” Не просто раньше, но давным-давно.
В-третьих, Божье откровение в эпоху ВЗ является законченным. Греческое слово лалесас переведенное как “говорил” является причастием во времени аорист, что подчеркивает завершенность действия. Оглядываясь назад, можно сказать, что ВЗ откровение, прерванное на 400 лет после Малахии, достигло кульминации в служении Иоанна крестителя, которого по праву принято считать последним ВЗ пророком.
Но в новую эпоху Божьего откровения “Бог говорил нам в Сыне” (ст. 2). Другими словами, откровение данное с приходом Мессии, в так называемые, “последние дни” полностью затмевает всё, что было прежде.
Показав фрагментарность Божественного откровения в прошлом, автор послания к Евреям сосредотачивается на превосходстве Божественного откровения в Иисусе Христе в оставшейся части этого отрывка. Он использует 8 описаний Иисуса Христа, чтобы показать Его абсолютное превосходство. Об этом мы поговорим в следующий раз.