ТеоБлогия>За кого умер Христос
Алексей Прокопенко

За кого умер Христос

Полный файл статьи прикреплен внизу поста (pdf)

(Чтобы скачать файл pdf, нажмите на заголовок данной заметки, чтобы она открылась в отдельном окне -- тогда станет виден прикрепленный файл, доступный для скачивания)

Ссылка на статью на сайте Academia

За кого умер Христос

В данной статье рассматривается вопрос о масштабах совершенного Христом искупления. Исторический обзор в начале статьи демонстрирует, что взгляд «неограниченного искупления» преобладал в кальвинистском богословии до начала XVII века и стал уступать место «ограниченному искуплению» лишь в так называемом схоластическом кальвинизме. Обзор богословской литературы напоминает, что в данном вопросе необходим баланс между утверждениями, что Христос умер «за всех» и «не за всех», при этом нужны уточнения и оговорки с обеих сторон.

Исследование двух ключевых текстов Нового Завета, имеющих отношение к данной теме, – 2 Пет. 2:1 и 1 Иоан. 2:2, – показывает, что есть веские библейские основания считать, что умилостивительная жертва Христа имеет отношение ко всем людям без исключения. Это признают многие кальвинистские толкователи, в том числе те, кто исповедует ограниченное искупление, – предлагая различные варианты объяснения. Одно из часто встречающихся объяснений заключается в том, что, в то время как Христос заплатил Своей смертью за грехи всех людей, эта плата не вменяется конкретному человеку, пока он не уверует.

Вслед за этим в статье анализируется часто встречающийся аргумент, что «за один грех не платят дважды». Наш анализ демонстрирует, что этот аргумент некорректен с библейской точки зрения, поскольку не учитывает фундаментального для христианского богословия понятия – вменения. Хотя плата за грехи состоялась две тысячи лет назад, конкретному человеку эта цена вменяется лишь тогда, когда он обращается к Господу. Вменение праведности Христовой ведет к оправданию перед Божьим судом. Соответственно, если какой-то человек не обратится ко Христу, вменение не произойдет и оправдание не состоится. Следовательно, его грехи будут продолжать засчитываться ему, несмотря на то, что за них заплачена цена жертвы Христовой. Это не сделает Бога несправедливым или жертву Христову неэффективной, потому что замысел Божий в отношении спасения проходит через обязательную ступень вменения и связанного с этим оправдания.

Обсуждение терминологии указывает на распространенную проблему: часто люди спорят о масштабе искупления, не давая себе отчета, что на самом деле имеют в виду разные вещи. Если говорить об искуплении как об избавлении от ада и вхождении в жизнь вечную (т.е. спасительном результате), то оно ограниченное. Если же под искуплением понимать заплаченную цену (т.е. спасительное средство), то вполне можно сказать, что оно неограниченное. Ключевые кальвинистские исповедания веры подчеркивают неограниченный размер заплаченной цены, даже когда они же указывают на ограниченный результат в виде спасения избранных.

Вопрос о том, как неограниченное искупление может сочетаться с ограниченным спасением, помогают прояснить лапсарианские теории. Одна из лапсарианских схем, сублапсарианство, позволяет логически согласовать, что Христос умер за всех, но спасены будут лишь избранные. Эту точку зрения иногда называют «неограниченное искупление с ограниченным применением».

В заключительной части статьи рассмотрены цели совершенного Христом искупления. Предлагается точка зрения, что искупление преследует для избранных – заместительную цель, для всего человечества – умилостивительную, для живой и неживой природы – восстановительную, и для всей вселенной – примирительную.

Актуальные документы
Работает на Cornerstone