Кто-то сказал, что «способность благодарить – это качество зрелого человека». Если подумать над смыслом этого предложения, окажется, что автор сказал гораздо больше, чем можно было ожидать. Благодарность – это выражение нашей признательности. Это признак нашего смирения. Если говорить о благодарности Богу, тогда благодарность – это признак духовного бодрствования (ведь так легко возгордиться плодами тех способностей дарованные нам Богом). Это осознание того, что дарованные блага исходят от Бога. Более того, выражение благодарности Богу во время трудностей – это свидетельство нашего доверия Ему и признание Его суверенной власти над Своим творением. Все перечисленное показывает духовную зрелость человека.
В Новом Завете священнописатели используют разные слова для того, чтобы описать благодарность: εὐχαριστέωa, εὐχαριστία, ἐξομολογέομαι, ἀνθομολογέομαι, εὐχάριστος, χάρις.[1] В контексте темы мы сконтентрируем внимание на том, как благодарность Богу выражалась в жизни Иисуса Христа.
Наш Господь был благодарным Своему Отцу. Нередко Его благодарность выражалась в прославлении Бога. Евангелист Матфей пишет: «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю (ἐξομολογέομαι) Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11:25). Глагол ἐξομολογέομαι означает «публично провозгласить признательность Богу».[2] Фактически Иисус выразил согласие с тем, что сделал Бог.[3] Это одна из форм благодарности, которая выразилась в прославлении Бога.
Еще один пример выражение благодарности Богу связан с чудом умножения рыбы и хлебов. «И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил (εὐλόγησεν) и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу» (Матф.14:19). Здесь евангелист использовал глагол εὐλόγησεν, который буквально переводится «хвалить».[4] Далее Матфей больше раскрывает суть такой хвалы: «И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение (εὐχαριστήσας), преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу» (Матф.15:36). Здесь автор уже использует знакомое нам слово εὐχαριστήσας, которое имеет прямое значение как «выразить благодарность за благословение (благо)».[5] Видим, что благодарность связана с хвалой Богу.
Евангелист Иоанн также приводит пример благодарности Иисуса в ситуации с воскресшим Лазарем: «Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю (εὐχαριστῶ) Тебя, что Ты услышал Меня» (Ин. 11:41). Иисус выражает признательность Богу за услышанную молитву. Провозгласив публично благодарность, Он тем самым засвидетельствовал окружающим о Божьей силе (Ин. 11:42).
Это не все примеры того, как благодарил Иисус. Ведь евангелисты описали не все дела Иисуса (Ин. 21:25). Но даже перечисленные ситуации показывают, что Иисус был благодарным Своему Отцу. Любопытно, что будучи Богом, Иисус в смирении и кротости выражает Свою нужду и благодарит за ответы Своего Отца. Мы видим, как тесно прославление Иисусом Своего Отца связано с благодарностью Ему. Можно сказать, что благодаря Бога, мы прославляем Его. Именно так делал Иисус и так нужно поступать нам, Его последователям.
Беря пример с Своего Господа, апостолы и другие служители понимая Божье водительство в их служении, выражали свою благодарность Богу от всего сердца. Внимательно прочитайте следующие примеры:
Я специально подобрал такие примеры, через которые авторы Нового Завета показывают нам определенные грани благодарения.
Во-первых, нам нужно благодарить Бога за возможность и силы совершать то служение, которое Он поручил нам. Часто вы ли благодарите Бога за свое служение? Признательны ли вы Ему за то, что Он избрал вас для служения. Можно представить как человек радуется повышению в должности на работе. Это выражение определенной чести и доверия со стороны начальства. Представляете, как же сильно должны быть благодарны мы нашему Богу за то, что Он возложил на нас честь и доверил служение Ему?!
Во-вторых, жертвенные христиане посредством своих добрых дел членам церкви служат причиной благодарения Богу со стороны принимающих эти благословения. Друзья, как часто мы отзываемся на восполнение нужд членов нашей общины? Сострадательны ли мы братьям и сестрам, когда в их жизни случилось горе? Не закрываем ли от них проявление своего милосердия? Понимаем ли мы, что своими добрыми делами мы прославляем Бога и умножаем благодарение Богу?
В-третьих, существование церкви Христовой должно вызывать у нас слова благодарности Богу. Любим ли мы христиан в своей церкви? Как часто мы благодарим Бога за служителей и остальных членов церкви? Нередко мы склонны замечать много недостатков, но так мало смотрим на положительные качества наших братьев и сестер.
В-четвертых, осознание жертвы Иисуса Христа (незаслуженная благодать, вечная жизнь с Господом) мотивирует нас благодарить Бога. Посмотрите вокруг себя и вы увидите множество неверующих людей, которые ничего не хотя слышать о любви Иисуса Христа. Мы были такие как они, мы любили грехи и в нас не было ничего, что могло бы понравиться Богу (Рим. 3:10-11). Но Бог вырвал нас и даровал Свое спасение. Пусть наша благодарность Ему льется непрестанно.
[1] Johannes P. Louw and Eugene Albert Nida, Greek-English Lexicon of the New Testament: Based on Semantic Domains (New York: United Bible Societies, 1996), 427–428.
[2] BDAG, 351.
[3] Louw and Nida, 419.
[4] BDAG, 407. Это же слово используется священнописателями в Mатфея 14:19; 26:26; Mарка 6:41; 14:22; Луки 24:30; 1 Коринфянам 14:16 и переводится как «воздать благодарность и прославление».
[5] BDAG, 415.